Считается, что сюжет картины был создан по мотивам эпической поэмы «
Пуника» латинского поэта
Силия Италика, которая рассказывает историю
Второй Пунической войны.
В поэме молодому солдату
Сципиону (236/184 г. до н.), уснувшему, облокотившись на свой щит, в тени лаврового деревца, предстают в видении две дамы - Добродетель и Наслаждение.
Мужеподобная фигура Добродетели облачена в тёмные одежды, тёмные волосы прикрыты чепцом, она обещает Сципиону славу и почёт благодаря победе в войне, но путь к её целомудренной горной обители изображен на фоне скалистых возвышенностей с замком на вершине, труден, долог, крут и каменист.
Позади Наслаждения - мягкий ландшафт, ведущий к озеру, залитому солнцем.
Наслаждение, с нежным взглядом, облачена в красное с голубым платье - цветов любви и неба, изысканно подтянутом на бедрах, украшенном бусами, а её светлые волосы лентами и цветком, таким же, как она предлагает рыцарю. Но вид её не вызывающ, она предстаёт перед нами ни как чувственное удовольствие, она красива и скромна.
Рафаэль показывает Добродетель и Наслаждение равными, а ни как соперниц. Перед нами не моральная дилемма,
а, скорее, искусство сочетать в себе качества учёного (книга - знание, исследование, созерцательный образ жизни), воина (меч -военное искуство, активная жизнь, сражение и победа) и любовника (цветок - красота, жизнь источающая аромат, нежность, вдохновение ),
чьи качества должен сочетать в себе идеальный рыцарь.
К такому варианту картины художник, судя по эскизу, пришёл не сразу.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/29/Cartoon_for_An_Allegory_%28Raphael%29.jpg/600px-Cartoon_for_An_Allegory_%28Raphael%29.jpg Здесь Наслаждения в платье с открытым лифом - она соблазнительница.
За аскезу, ратный подвиг благородный рыцарь достоин большего чем чувственного наслаждение - настоящей Любви.
Не удалось точно иднтифицировать цветок. Может в этом тоже кроется маленькое открытие.