Взгляд на "Меланхолию"

Nov 17, 2016 12:07



Лукас Кранах (старший) Меланхолия 1532


На переднем плане мы видим  играющих детей и женщину в образе крылатого гения, обстругивющую прут.
Видимо, она  изготавливает  инструмент для третьего младенца, и, когда закончит, возможно, включиться в игру.
(Кажется, что шар больше, чем кольцо, в которое его загоняют  дети. Но, по-моему, - это оптическая иллюзия).
Но что значит - загнать шар в кольцо?
Точность? Искусство? Мастерство? Удача? Судьба?
Высшее Мастерство воплощено здесь в форме идеального шара. Именно так в средние века оценивали мастерство плотника - способность создать такую идеальную сферу
Сфера - мир целостный и гармоничный.
Но шар  - это и атрибут Фортуны...
Отсутствующей или присевшей отдохнуть?:)
Наверное, женщина, и создала эти  прекрасные формы -
и шар, и детей.
Она молода, красива и богата. Одета в пурпур - знак принадлежности к знати. На боку у неё расшитый стразами бархатный кошелёк. Несомненно, чтобы отобразить её социальный статус, и, может быть, небезразличие к богатсву.
Но сейчас она остановила занятие и  погружена во внутренний мир.
И пока она отрешена от происходящего, собака как бы присматривает за детьми.
В данном контексте пёс, вероятно, воплощает преданность


Её не привлекают ни играющие дети, ни куропатки .
Способность этих птиц маскироваться и необычайная плодовитость, повлияли на символизм, когда они изображаются как воплощение порока - обман и похотливость.
(бедные птички).  Одна из куропаток толи пёрышки чистит, толи  голову прячет. Как ребёнок, прячущейся под одеяло, полагает, что  находится в безопасности, так и глупая куропатка, полагает, что может укрыться от окружающих. Но разве спрячешься от всевидящего ока?

Воплощение его на земле - церковь, которая на полотне представлена скалой - твердыней.



В левом верхнем углу мы видим скачку ведьм, несущихся к земле.



По легенде, сложившейся в VIII веке,  в ночь с 30 апреля на 1 мая на Броккене собираются ведьмы
на празднование Вальпургиевой ночи.
Во многих странах Западной Европы в эту ночь отмечается праздник весны, восходящий к дохристианским
традициям, связанный с культом плодородия и Диониса.
Вся эта дикая кавалькада  несётся  к земле и, достигая её, "превращается " в битву  и поле брани.
На котором всегда есть падшие.


Срединное место на заднем плане принадлежит замку на скале,
который помещён между ведьмином шабашем и  парящей в небесах скале,
как бы между темным и светлым, между  соблазном и долгом.
О чём же задумалась женщина?
Возможно, об этом


Все суета, ничто, куда ни поглядим!
   О жизненном пути болтают слишком много:
   Мы жадно гонимся за тем и за другим,
   А силы тратятся да тратятся дорогой;
   Когда бы, подходя к последней цели дней.
   Мы были б все еще так свежи, словно дети,
   И бодры так, как в первой юности своей,
   Могли б мы хохотать над всем, что есть на свете;
   Но сила темная несет нас по пути,
   Как кружку, что слегка надбилась у фонтана,
   И капает вода, и все сочится рана,
   И в кружке под конец воды уж не найти...
   Пуста она, никто к ней жадно не нагнется.
   Средь черепков других лежать и ей придется.
(Н.Ленау)

Лукас Кранх I, Меланхолия, Ленау Н., Точка зрения, Живопись

Previous post Next post
Up