Лукас Кранах (старший) Меланхолия 1532
На переднем плане мы видим играющих детей и женщину в образе крылатого гения, обстругивющую прут.
Видимо, она изготавливает инструмент для третьего младенца, и, когда закончит, возможно, включиться в игру.
(Кажется, что шар больше, чем кольцо, в которое его загоняют дети. Но, по-моему, - это оптическая иллюзия).
Но что значит - загнать шар в кольцо?
Точность? Искусство? Мастерство? Удача? Судьба?
Высшее Мастерство воплощено здесь в форме идеального шара. Именно так в средние века оценивали мастерство плотника - способность создать такую идеальную сферу
Сфера - мир целостный и гармоничный.
Но шар - это и атрибут
Фортуны...
Отсутствующей или присевшей отдохнуть?:)
Наверное, женщина, и создала эти прекрасные формы -
и шар, и детей.
Она молода, красива и богата. Одета в пурпур - знак принадлежности к знати. На боку у неё расшитый стразами бархатный кошелёк. Несомненно, чтобы отобразить её социальный статус, и, может быть, небезразличие к богатсву.
Но сейчас она остановила занятие и погружена во внутренний мир.
И пока она отрешена от происходящего, собака как бы присматривает за детьми.
В данном контексте пёс, вероятно, воплощает преданность
Её не привлекают ни играющие дети, ни куропатки .
Способность этих птиц маскироваться и необычайная плодовитость, повлияли на символизм, когда они изображаются как воплощение порока - обман и похотливость.
(бедные птички). Одна из куропаток толи пёрышки чистит, толи голову прячет. Как ребёнок, прячущейся под одеяло, полагает, что находится в безопасности, так и глупая куропатка, полагает, что может укрыться от окружающих. Но разве спрячешься от всевидящего ока?
Воплощение его на земле - церковь, которая на полотне представлена скалой - твердыней.
В левом верхнем углу мы видим скачку ведьм, несущихся к земле.
По легенде, сложившейся в VIII веке, в ночь с 30 апреля на 1 мая на Броккене собираются ведьмы
на празднование
Вальпургиевой ночи.
Во многих странах Западной Европы в эту ночь отмечается праздник весны, восходящий к дохристианским
традициям, связанный с культом плодородия и Диониса.
Вся эта дикая кавалькада несётся к земле и, достигая её, "превращается " в битву и поле брани.
На котором всегда есть падшие.
Срединное место на заднем плане принадлежит замку на скале,
который помещён между ведьмином шабашем и парящей в небесах скале,
как бы между темным и светлым, между соблазном и долгом.
О чём же задумалась женщина?
Возможно, об этом
Все суета, ничто, куда ни поглядим!
О жизненном пути болтают слишком много:
Мы жадно гонимся за тем и за другим,
А силы тратятся да тратятся дорогой;
Когда бы, подходя к последней цели дней.
Мы были б все еще так свежи, словно дети,
И бодры так, как в первой юности своей,
Могли б мы хохотать над всем, что есть на свете;
Но сила темная несет нас по пути,
Как кружку, что слегка надбилась у фонтана,
И капает вода, и все сочится рана,
И в кружке под конец воды уж не найти...
Пуста она, никто к ней жадно не нагнется.
Средь черепков других лежать и ей придется.
(Н.Ленау)