Бегство в болезнь

Feb 10, 2014 07:59


(из сборника "Что на дне души таится?")

"К сожалению наука, занимающаяся психологическим исследованием причин болезней, ещё очень молода и располагает небольшим опытом. Находясь долгое время под влиянием материализма, привыкнув искать во всех заболеваниях бациллы и микроорганизмы, мы довольно небрежно относились к психическим компонентам болезней. Оказывается, что эти психические компоненты, особенно при нервных заболеваниях, играют главную роль, тогда как остальные, правда важные, причины - предрасположение, наследственность, заражение, - отходят на второй план. Влияние душевных потрясений на болезнь служит в последнее время предметом самого тщательного изучения. Мы узнали, что психические причины могут иметь большое значение при возникновении и предупреждении болезни. Можно с уверенностью утверждать, что без психических компонентов, делающих болезнь желанной, не может возникнуть ни одна нервная болезнь.


Пусть эта мысль звучит парадоксально, но она всё же ближе к истине, чем современная общепризнанная школьная мудрость. Кто не помнит того, как в детстве он страстно желал заболеть, что бы не идти в школу и вызвать особое внимание и нежность к себе? Маленький остаток этих инфантильных переживаний остаётся на всю жизнь. Особенно у истеричек образ мыслей, аффекты и представления отличаются поразительно детским характером. Мы увидим, что Bleuler прав, утверждая, что главнейшая причина истерии: «бегство в болезнь». Рассмотрим случай, который Bleuler приводит в своём труде: «Аффективность, внушаемость, и паранойя»: «При крушении на железной дороге господин Х. отец семейства, получил тяжёлое поранение. Какой ужас, не иметь возможности больше заботиться о своей семье и остаться на всю жизнь калекой, полуспособным к работе, обречённым на страдания! Для него было бы гораздо лучше быть убитым или стать уж полным инвалидом. Адвокат, капитализируя его доход, нашёл его равным 80,000 франкам; такую сумму он может потребовать в случае инвалидности, тогда его семья была бы обеспечена навсегда. Разве состояние его здоровья не говорит за то, что ему действительно нужна будет эта сумма? Он уже не может спать по ночам! Его утомляет работа, появляются головные боли; неизбежная езда на железной дороге вызывает у него страх, даже припадки страха; как хорошо было бы, как необходимо было бы представить доказательства тяжёлой болезни и получить 80,000 франков? И вот готов травматический невроз или психоз, который ещё может пройти после благоприятного решения процесса». Bleuler высказывает очень ясно и определённо, что здесь желание вызвало невроз. Разве этих людей можно назвать симулянтами? Ни в каком случае. Ведь все перечисленные здесь желания вполне естественны и не сознаются индивидуумом; он поступает bona fide. Желание исходит из бессознательных слоёв. Сознание энергично протестует даже против всякой мысли о симуляции. Такие больные кричат обыкновенно: Я хочу быть только здоровым! Как я был бы счастлив, если б выздоровел, я тогда отказался бы от всякой пенсии!

Я хочу здесь привести ещё два случая из практики, которые иллюстрируют это «бегство в болезнь» ещё лучше, чем вышеприведённый случай швейцарского психиатра. Одна тяжело-больная женщина лежала шесть лет в постели. Не было никаких указаний на органическую болезнь. Был поставлен диагноз истерии. Глубокая причина её болезни заключалась в следующем: она была замужем за грубым, деспотичным человеком, который ей постоянно устраивал ужасные сцены и осыпал её упрёками; но стоило ей заболеть и он совершенно менялся в обращении, становился милым, ласковым и внимательным. Когда она поправлялась, он снова становился невыносимым, домашним тираном. В конце концов этой нежной, слабой женщине не оставалось ничего другого, как спастись в болезнь. Её ноги дрожали и отказывались служить, она должна была лежать в постели, её вывозили гулять в кресле на колёсах. Все усилия её врачей - а её лечили лучшие врачи Вены - были тщетны. Конечно выздоровление в таком случае едва возможно будет, пока не будет устранена причина этого «бегства в болезнь». В данном случае это однако было невозможно, больная страдает поныне; изливаясь в жалобах, она в то же время радуется в душе благим последствиям своей болезни.

Мы можем ежедневно наблюдать в малых размерах случаи такого бегства в болезнь: нервная дама, получающая истерику из-за одного замечания своего мужа, ученик, жалующийся на головную боль, когда он не успевает приготовить урока; муж, получающий желудочные боли, когда супруга чересчур терзает его, - все они спасаются в болезнь, чтобы избавиться от своих мучителей. Это явление часто наблюдается у солдат, для которых два дня лазарета вносят приятную перемену обстановки. Провести в таких случаях границу между желанием быть больным и действительной болезнью бывает часто не по силам самому опытному военному врачу.

Кто незнаком с явлением «бегства в болезнь», тот станет в тупик перед многими случаями истерии. Одна молодая, цветущая девушка, страдавшая ужасными головными болями, лечилась у лучших медицинских светил Австрии. Все старые испытанные средства: антипирин, фенацетин, пирамидон, даже морфий не были в состоянии доставить хотя бы лёгкое, временное облегчение. Причину этих невыносимых головных болей стали наконец искать в опасных новообразованиях в мозгу и других тяжёлых болезнях. А между тем и эти головные боли оказались лишь «бегством в болезнь». Маленькое замечание её отца выдало истинное положение вещей: моя дочь должна выйти замуж; вот уже два года, как она помолвлена и жених напрасно ждёт свадьбы. Не могу же я выдавать её замуж с такой тяжёлой болезнью!

Головная боль была очевидно средством избавиться от ненавистного замужества. Конечно, кто бы удовольствовался её первыми ответами, тот никогда не добился бы правды. Что за чудеса она рассказывала о своей великой любви! Как она безумно любит своего жениха. С каким нетерпением она ждёт дня свадьбы! Как она была бы несчастна, потеряв его! Точный психоанализ подтвердил вескими доказательствами вышеприведённое предположение. До этой помолвки эта девушка была уже раз невестой; её отношение к первому жениху не были ещё совсем порваны. Кроме того последовал с её стороны целый ряд интимных признаний относительно отсутствия эротического влечения к второму жениху, о которых здесь можно лишь намекнуть. Было очевидно, что её болезнь была явным бегством в болезнь. Я советовал им расстроить помолвку. Мой совет не был исполнен. Они надеялись, что замужество прекратит её истерическое состояние. Молодая женщина ещё до сих пор жалуется на эту болезнь, от которой её добрейший муж страдает ещё больше, чем она сама. Выздоровеет ли она? Это может случиться, если она полюбит своего мужа. Но где такие властные бессознательные силы, такие могущественные инстинкты борются против любви, там вряд ли она сможет завладеть всей душевной жизнью.

О безумии можно сказать, то же, что здесь сказано о болезни, и безумие есть бегство из этого мира в другой, где царствует подавляя других одна всесильная идея. Скоро эта мысль станет общепринятой в психиатрии. Пока она знакома лишь поэтам, выражающим её с пророческой интуицией. Красивей всего выражает её Жорж Роденбах, безвременно погибший фламандский писатель, у которого мы находим в одной из его посмертных новелл («В сумерках») следующие строки:

«Безумные не должны жаловаться. Часто они путём безумия лишь проявляют себя. Они становятся тем, чем они мечтают быть и чем бы они никогда не были. Они достигают долгожданной цели, приводя в исполнение все свои планы. Они переживают свои грёзы. Их безумие в то же время и их нравственное совершенство, так как их мания соответствует их самым горячим желаниям. Так в мании величия честолюбец действительно достигает желанных высот: он обладает бесчисленными сокровищами, повелевает народами и имеет дело только с государями. Религиозное помешательство создаёт близость к Богу, делает жизнь в раю осязаемой действительностью. Так осуществляет всегда безумие цель, избранную каждым. Оно доводит до крайнего предела все наши наклонности. Милосердно врывается оно и смягчает требовательную судьбу тех, кому не улыбалось счастье удовлетворения.»

Какая великолепная мысль! Безумие, как и сон, воплощает наши желания. Дом сумасшедших - рай мысли, где безгранично исполняются все желания. И люди так часто болеют и так быстро распространяется помешательство, оттого, что никогда не исполняются наши заветные мечты, оттого, что в наше сухое, чёрствое время умерло всё чудесное и жизнь возлагает на нас столько лишений и дарует нам так мало счастья.

Сделаем из всего этого вывод: ограничивать свои желания, значит укрепить своё здоровье. Безграничное честолюбие, которое неразумные родители зажигают в сердцах своих детей, часто является причиной их раннего надлома. Мы должны научить своих детей желать достижимого и достигать желаемого. Наши идеалы должны жить в нашей груди, а не в мире вне нас. То, в чём отказала нам жизнь, мы можем тогда найти в себе. Бегства в болезнь избегнет тот, кто сможет найти спасение в своём здоровье".
В. Штекель

(перепечатано Буровой С.Ю. по изданию 1912 года)

Штекель Вильгельм, Книги

Previous post Next post
Up