Размышление над прочитанным

Oct 16, 2018 11:58

Знакомство с иностранной литературой у меня началось с произведений  французской классики: Бальзака, Золя, Гюго.
Время от времени возвращаюсь к этим писателям, читая то, что не прочла в юности или перечитывая знакомое.
Известно, что со временем, мы часто открываем для себя новое в знакомом.
Вот и я на этот раз в "Радости жизни" обратила  своё внимание на то,
что интересует меня в настоящем - сон и сновидения.
Но ни только.
В романе есть один персонаж - врач, играющий положительную роль в нём. И вот что пишет Золя:
"Привязанность доктора Казэнова к Полине выражалась теперь в том, что он напускал на себя шутливую грубость. Этот старик, сухой, как палка, был взволнован до глубины души. В течение тридцати лет он объездил весь мир, переходя с корабля на корабль, перебывал во всех больницах и госпиталях французских колоний. Он боролся со вспышками всевозможных эпидемий на борту корабля и со страшными тропическими заболеваниями, лечил от слоновой болезни в Кайенне, от укуса змеи в Индии; он сам убивал людей всех цветов кожи, изучал действие ядов на китайцах, не боялся производить сложные опыты вивисекции над неграми, а теперь эта девочка, у которой болит горлышко, выбила его из колеи и лишила сна".
Золя, как бы между прочим, упоминает об опытах, проводимых на китайцах, как о чём-то само собой разумеющемся.
В 19 веке Запад (в первую очередь Великобритания) вели с Китаем торговые войны против империи Цин. Огромные прибыли Великобритании приносила контрабанда опиума. Император,проводя политику защиты китайского рынка от наркотиков, закрыл китайский рынок коммерсантам из Англии и Индии. При поддержке США, в апреле 1840 года Англия качала первую опиумную войну с Китаем, продлившуюся около полутора лет и закончившуюся для Китая потерей Гонконга, а также открытие китайских портов для Английской короны - колоссальный рынок продажи опиума, деградации и массовому вымиранию населения. Китай на долгие годы попал в кабалу к европейским державам, внутри страны поднималась смута. В 1851 году началась гражданская война, расколовшая империю. Формально Запад сохранял нейтралитет, фактически поддерживая оппозицию. В 1854 году Великобритания, Франция и США требовали себе права неограниченной торговли на всей территории Китая и официальное разрешение на торговлю опиумом, но политические интриги не привели к нужному результату.
В период с 1856-1860 года Англия и Франция вели вторую опиумную войну с империей Цин, пытаясь открыть внутренние провинции Китая, захватив речные порты.
Ряд проигранных Китаем сражений привели к подписанию в октябре 1860 года "Пекинских договоров", по которым Империя Цин выплачивала крупную контрибуцию, открывала для иностранной торговли Тяньцзинь, разрешала использовать китайцев в качестве рабской рабочей силы в колониях Великобритании и Франции.

Золя был гражданином Франции и своего времени, видимо, ничего предосудительного не видел в том, что китайское население вымирало от политики, проводимой Западом, в том числе и Францией.
В те времена, отношение к наркотикам было иным. В этом же романе мы не раз встречаем, как облегчаются болезненные симптомы с применение морфия от подагры и родов. И даже ангины:
"В узком стенном шкафчике находилась аптечка Полины. Он боялся взять не те лекарства и стал ее расспрашивать, где что стоит. Наконец он нашел морфий и влил несколько капель в стакан со сладкой водой. Ей было так больно глотать, что он не решался заставить ее выпить. Этим кончились все его попытки".
Э. Золя "Радость жзни"
В этой обыденности мы улавливаем, что применение наркотиков в то время, было делом обычным. Потому что о разрушающих последствиях их не было ещё известно, во всяком случае, широкому кругу и до определённого времени. Исследователи же искали другие средства, которые могли бы облегчать страдания больных и позволяли бы проводить операции с применением анестезии, сводя вред к минимуму. (Вот так и Фрейд занялся исследованием коки.) Вернёмся к Золя.
Он пишет, что доктор принимал участие в испытании ядов на китайцах. Учитывая опиумную экспансию Запада в Китай, может быть, они и в самом деле не ограничивались торговлей наркотиками, получением сверхдоходов от наркоторговли и использования китайцев в качестве рабов, проводили эксперименты с ядами на них?
(В настоящее время, например, Афганистане, огромные плантации опиумного мака, многократно увеличившиеся за последние 30 лет… куда идёт эта белая смерть? Кто контролирует этот рынок? Что там делает США?)
Паранойя Запада связанная с "новичком", возникшая в Англии, в основе которой лежит проекция собственных желаний, генетически связана с историческим опытом ведения опиумных войн, что привело к применению отравляющих газов в Первой мировой войне, газовых камер во Второй, испытаний нацистов, создание химического оружия, применения фосфорных бомб и т.д. вплоть до настоящего времени, несмотря на меры по запрещению химического оружия.
Вспоминается "Мёртвый сезон"

image Click to view


http...
"Я хочу того, чего нет у пчёл в улье, чего нет у муравьев в муравейнике: мне нужны памятники зодчества, искусство, поэзия, герои, гении. Вечно гнуть спину под бременем тяжкой ноши - неужели таков человеческий закон? Нет, нет и нет, довольно париев, довольно рабов, довольно каторжников, довольно отверженных! Я хочу, чтобы всё в человеке стало символом цивилизации и образцом прогресса; для ума я хочу свободы, для сердца - равенства, для души - братства. Нет! Прочь ярмо! Человек создан не для того, чтобы влачить цепи, а чтобы раскинуть крылья. Пусть сгинут люди-ужи. Я хочу, чтобы куколка стала бабочкой, хочу, чтобы земляной червь превратился в живой крылатый цветок и вспорхнул ввысь. Я хочу…
<...>
Так прошло несколько минут. Симурдэн спросил:
- О чем ты думаешь?
- О будущем, - ответил Говэн".
В.Гюго Девяносто третий год

image Click to view

Война, Кино, Гюго, Тотальный контроль, Золя Э., Наука, Точка зрения, Книги

Previous post Next post
Up