Складывается впечатление, что реклама и маркетинг прорвали оборону и взяли новую высоту. Три наблюдения за несколько последних месяцев.
1. Через мобильную версию браузера логон не в силах изгнать из френдленты промо-паразитов. С учётом того, что за аккаунт в ЖЖ я плачу, считаю это формой хамства со стороны Френка. Этот кейс ложится в более фундаментальный закон: для смартфона любой софт такой же как для десктопа, либо хуже, но это не оправдание. Бежать мне не куда, все остальные соц. сети гораздо хуже, так что пока терплю, но это тревожный звонок.
2. Все полгода владения смартфоном Xaomi Redmi сражаюсь с рекламой, интегрированной в приложения. Некоторыми пользоваться невозможно, например youtube, другие заражаются паразитами после обновления. Например, так произошло с фоновой заставкой при блокировке смартфона, но её я смог удалить. Чего я пока не поборол, так это интерактивные превью (по клику открывается youtube) паразитных видюшек, появляющихся в конце моих видюшек в моей галерее.
Небольшое лирическое отступление. Один мой друг, большой любитель заморочиться технологиями, погуглив тему, выяснил, что софт в смартфоне, по крайней мере Xaomi, не покупается вместе со смартфоном и владельцу смартфона не принадлежит. Более того, у пользователя нет доступа и к админской учётке, без которых он не может полностью управлять операционной системой, в частности, запускать приложения, требующие права админа. Он пошёл дальше и вступил в переписку с корейцами китайцами. После объяснений с его стороны, зачем ему админка, пароль ему всё же выслали.
3. Но самый худший пример маркетингового паразита, это всплывающие в трее сообщения антивируса avast (после чего мне пришлось с ним расстаться). С недавних пор, он стал маскировать рекламу своих платных компонентов под сообщения с тревогами. Я не сразу это просёк, потому что и сам в работаю в этой индустрии, и мысль, что программисты системы безопасности так позорно прогнулись под маркетологов вызывала у меня смесь отвращения и страха. Может быть их пытали? Заставляли читать друг другу вслух яндекс-дзен и посты топовых блогеров?
И что дальше? Где дно? Бегущая строка с рекламой на панели автомобиля? Какая-нибудь врачебная нейросеть, между делом в своих отчётах вставляющая рекламу платной диспансеризации?
Когда жалуешься на дикие джунгли, порождённые относительной свободой, в данном случае, предпринимательства, всегда рискуешь пропустить лёгкий запах серы, когда воздух еле заметно уплотниться, и за спиной материализуется кто-нибудь очень левый и очень радикальный в разрушении. Здравствуйте, меня зовут Ричард Столлман, скажет он, демонстрируя свой уровень свободы от предрассудков почёсыванием яиц и выгрызанием ногтя на ноге (это не юмор у меня такой брутальный, он и правда так сделал на одной конференции, посвящённой копилефту, правда, материализовывался ли он перед этим из воздуха, я не знаю). После чего, призовёт разрушить техновавилон.
Я думаю, что у корпораций, как и у государств, есть свои естественные права и границы, которые нужно отрегулировать под ценности общества, а не разрушать до основания, чтобы потом якобы построить рай, где люди буду заниматься творчеством и свободной любовью в лучах солнца, так что лучше всё же Майкрософт и Эппл, чем Столлман и его партизанщина. Нужно лишь на каком-то уровне зафиксировать предел рекламы в высокотехнологических товарах, пересекать который было бы корпорациям очень накладно.