Двигатель прогресса
Известно, что астрология проецирует влияние небесных тел на человека и все, что происходит на Земле. Этим она отличается от астрономии, и это - необъяснимый феномен, который не признает современная наука. И в то же время задумаемся:
не будет большим преувеличением сказать, что интересующий нас вопрос с давних пор двигал научную мысль вперед, став предметом исследований многих поколений ученых, от Аристотеля и Птолемея до Ньютона и Эйнштейна. В поисках секретов небесной механики и влияния звёзд ученые изобрели известную сегодня физику, алхимию, химию, биологию, тем самым положив начало тому, что мы сегодня понимаем под естественной наукой.
Какие есть теории
Среди попыток объяснить влияние небесных тел есть множество заслуживающих внимания. Однако, наиболее известными, пожалуй, являются доктрина соответствий Клавдия Птолемея и концепция синхроничности Карла Юнга. Рассмотрим их чуть более подробно.
Научная Астрология Клаудиуса Птолемея*
Птолемей из Александрии (130-170 гг. н.э.) - одна из выдающихся фигур классической науки. Его главная работа, «Альмагест», содержит математические расчеты движений небесных тел, остававшиеся в употреблении вплоть до эры Коперника.
Другая работа Птолемея «Тетрабиблос» («Четырехкнижие») хотя и затрагивает астрономические аспекты, но указывает на то, что другим аспектом этого изучения является распознавание того, каким образом изменения конфигураций небес провоцируют изменения на Земле.
Связующим звеном между человеком и небесами, по мнению Птолемея, являлась доктрина о четырех элементах, которые, как считалось, присутствуют во всей структуре природы, живой и неживой, от пыли на земле до планет в небе. Мы знаем эти элементы как землю, воздух, огонь и воду. В действительности, они - воплощения чего-то более простого и более фундаментального, а именно: четырех качеств - горячего и холодного, влажного и сухого.
Все природные формы, включая и человека, обладают этими качествами в различных соотношениях. Звезды и планеты также обладают этими качествами, распространяя их по всему эфиру, включая Землю, в форме физических лучей точно так же, как лучи света. Тем самым обеспечивается связь между небом и землей.
Солнце было очевидно горячим, в то время, как Луна считалась влажной; Сатурн был прохладным, а Марс - сухим и жгучим; Венера была влажной, Юпитер - горячим и влажным; только Меркурий был изменчивым, иногда влажным, а иногда сухим. Восхождение и нисхождение планет в небесах, а также их прохождение по ключевым местам в гороскопе увеличивало либо уменьшало их силу, составляя бесконечный цикл.
Это - совершенно новая для своего времени интерпретация, данная Птолемеем астрологическим силам, где он рассматривает их не как религиозные или мистические, а как природные или натуралистические, образующие свод законов физики. Согласно Птолемею, существуют физические законы, объединяющие звезды, землю и человечество. Открытие и применение этих законов - предмет рассмотрения астрологии.
Т.о. доктрина соответствий Птолемея - попытка создания рациональной, научной основы астрологии, на которой она будет базироваться следующие 1500 лет.
Юнг и Астрология
Интерес Юнга к астрологии проистекал из его деятельности в качестве психолога и психоаналитика. Так, он писал**:
"Поскольку вы хотите знать мое мнение по поводу астрологии, я могу сказать, что меня интересовало это особое поле деятельности человеческого ума на на протяжении более чем 30-ти лет. Как психолога, меня, главным образом интересует тот особенный свет, который проливает гороскоп на некоторые хитросплетения в характере. В случае трудных психологических диагнозов я обычно использую гороскоп, чтобы иметь возможность посмотреть на проблему под совершенно другим углом зрения. Я должен сказать, что очень часто находил, что астрологические данные проясняли некоторые моменты, которые я не мог понять иным способом".
Позднее Юнг сформулировал эту взаимосвязь как «проекцию» - «это означает, что мы находим психологические факты так, как если бы они были в созвездиях. Откуда изначально возникает идея, что эти факторы выведены из звезд, в то время как они просто находятся в отношении синхронистичности с ними. Я полагаю, что это очень любопытный факт, который проливает особый свет на структуру человеческого ума».
Также, важным представляются и попытки Юнга найти статистическое обоснование астрологическим феноменам. И хотя эти попытки, как и эксперименты
Мишеля Гоклена, закончились неудачей (так, Юнг пишет: «Чего же я не нашел в астрологической литературе, так это, главным образом, статистического метода, с помощю которого некоторые фундаментальные факты могли бы быть обоснованы научно»), выводом из этих неудач может быть не столько то, что искомых ими связей нет, а то, что нам присуща склонность искать ответы не там, где они есть или могут быть, а там, где нам удобно. И в этом смысле ограниченность наших гипотез - одна из возможных причин неудачных исследований (подробнее о Юнге и астрологии
здесь).
Можно ли считать теории Птолемея или Юнга удовлетворительными?
Очевидно, что нет. Ведь каждая из них, описывая нечто, сама нуждается в дополнительном объяснении.
И все же кажется, что вопрос о том, на чем стоит астрология - тот самый случай, когда поиски ответа могут оказаться для нас важнее результата.
*по материалам книги К. Жилински "История астрологии".
**цитата из письма К.Г. Юнга ведическому астрологу Б.В. Раману.