На днях православный мир отпраздновал Крещение - один из главных праздников Христианства. Астрологически, в этот день Луна ежегодно формирует аспект оппозиции (180 гр) к своему положению в Рождество и, таким образом, смысл праздника и смысл астрологического аспекта оказывается одним и тем же: обновление, переосмысление бытия, очищение и в некотором роде начало «жизни с чистого листа».
И в том, и в другом случае в событии есть
«отголосок сакральной кармичности», указывающий на тождество их изначального источника.
Однако, как известно, астрология и религия не торопятся брататься. Напротив, конфликт становится острее, когда и если Знание пытается заступить на территорию Веры.
Астрологам во все времена приходилось быть весьма изобретательными, чтобы донести свою науку до людей, не будучи преданными анафеме.
Одним из таких дипломатов от астрологии был проживший долгую жизнь английский астролог Уильям Лилли (1602 - 1682), один из основных трудов которого называется «Христианская астрология».
Что христианского в астрологии Лилли, был ли он искреннен в этом своем определении либо это была лишь попытка удержаться на двух стульях одновременно, и почему в его случае церковь не стала возражать - в предлагаемом обзоре.
Портрет
Как водится, научный труд сопровожден портретом автора. Известны два портрета Лилли - выполненный в цвете «светский» портрет и гравюра непосредственно на страницах его фолианта. Последний более информативен с точки зрения нашей темы и содержит в себе немало символизма, раскрывающего суть воззрений Лилли и на церковь, и на астрологию. Его мы и рассмотрим. Но сначала немного предыстории.
Впервые тему аллегорического прочтения портрета Вильяма Лилли поднял британский астролог Джеффри Корнелиус в послесловии к регулосовскому изданию «Христианской астрологии», а также в лекциях, прочитанных в Москве на Международном астрологическом конгрессе в 1993 году. С тех пор предпринимались и другие попытки расшифровать портрет, одна из которых опубликована во вступлении к русскоязычному изданию книги.
Приводим его с небольшими сокращениями:
Пейзаж за окном
Изображен сельский, возделанный рукой человека ландшафт, по которому протекает река. По ближнему берегу реки движется пастух с посохом и семью овцами. Это аллегория господства человека над стихией природы, однако, человек - творец гармонии на лике земли - должен быть овцой из стада Христова, или последователем учения Христа, ведомый добрым пастырем. Число семь символизирует количество добродетелей: четыре природные - умеренность, справедливость, благоразумие и стойкость, и три богословские - вера, надежда и любовь…
На другом, дальнем берегу реки стоит храм в окружении домов, и стадо с пастухом движутся к узкому перешейку или мосту, соединяющему два берега реки: символ пути к Граду Господнему.
На перешейке, соединяющем два берега реки, или мосту, сидит рыбак с удочкой - эта аллюзия связана с первыми апостолами, которые были рыбаками, а также с христианством в целом.
Время года - лето, а время дня - полдень. Понимание этого таково: собственно пейзаж представляет собой четыре стихии и четыре темперамента: Земля (ландшафт) - меланхолический, Вода (река) - флегматический, Воздух (небо, летящие птицы) - сангвинический. Солнце (полдень) - символизирует Огонь и холерический темперамент. Все стихии и темпераменты уравновешены, находятся в гармонии, так как за окном ясный спокойный день. Также, полдень представляет возраст бодрости и мужества.
В воздухе парят девять птиц - это символ крылатых душ, или духа.. Девятка связана с числом планетарных сфер, через которые должны пройти души, прежде чем соединятся со своим Отцом - Божественным Источником.
В верхнем углу гравюры изображено Солнце в виде сферы, окруженной поясом Зодиака, зрителю виден лишь участок: Телец, Овен, Рыбы. На границе Овна и Рыб, в самом конце знака Рыб, изображены две планеты: Юпитер и Сатурн, а также шестиконечная звезда. Здесь Лилли использует знание об открытии Кеплером сверхновой звезды, вспыхнувшей в 7-м году до рождества Христова, во время соединения Юпитера и Сатурна в знаке Рыб. Яркое сияние сверхновой вместе с соединением двух королевских планет Кеплер отождествил с Вифлеемской звездой, приведшей волхвов к младенцу Христу. Соединение в знаке Рыб также связано с христианством...
Одежда
Казалось бы, что может означать такая прозаическая вещь, как костюм, в который одет Лилли? Однако и это может много сказать о его убеждениях.
В период правления британского короля Карла I (1625-1649) кавалеры обильно украшали свои одежды дорогими кружевами и аксессуарами. .. Королевский двор Карла I по элегантности, утонченности и роскоши костюмов оставлял далеко позади приходящий в упадок парижский двор Людовика XIII (1610-1643). Однако под влиянием всеобщей усталости от Тридцатилетней войны появляется все больше приверженцев аскетического мировоззрения, отрицательно относившегося к роскоши и радостям жизни, и проявившегося, в частности, в экономной простоте и неброскости одежды. Королевская власть в Англии находилась под угрозой, пуританские проповедники, отличавшиеся строгостью нравов, яростно выступали против растущей безнравственности и роскоши в одежде.
На портрете Лилли изображен почти что в костюме такого проповедника: скромный белый воротник и манжеты, черная простая накидка - все это демонстрировало полное презрение к роскоши и аксессуарам. Пуритане предлагали заменить шелк отечественной шерстью. «Круглоголовые», к партии которых принадлежал и Лилли, заложили основы скромного костюма квакеров, который получил дальнейшее распространение в Новом Свете.
«Инструменты»
На портрете Лилли изображен в окружении атрибутов профессии астролога: на столе перед ним лежит открытая книга с изображением знаков Зодиака и планет, правая рука покоится на сфере звездного неба с зодиакальным поясом, левая лежит на бланке гороскопа.
Изображение в портрете инструментов астролога уходит корнями в традицию Ренессанса. Именно тогда сложилось представление о том, что измерение является одной из важнейших основ познания...
Мера, число и пропорция приобрели значение универсального ключа к истине и красоте. Философы объясняли с их помощью устройство мира, все качества и своеобразие явлений выводились из количественного соотношения основных элементов, сама мысль о гармонии связывалась с пропорциональной соразмерностью частей.
«От тебя и от науки»
Левая рука Лилли лежит на бланке гороскопа, указательный палец направлен на куспид третьего дома карты. И это один из самых содержательных ключей портрета Вильяма Лилли. Третий дом - управляющийся Близнецами и их владыкой Меркурием, планетой, символизирующей расчеты, а также означающей рациональный ум в человеке, указывает на метод познания. Но левая (воспринимающая) рука касается карты указательным пальцем (пальцем Юпитера - планеты мудрости и высшего религиозного и провиденциального знания). Здесь соединены два основополагающих принципа любого духовного учения: Метод и Мудрость, представляющие два универсальных творческих начала Вселенной...
Не случайно в разных местах книги мы встречаемся с высказываниями Лилли о том, что необходимо сочетать знание правил со здравым смыслом. Он часто повторяет выражение из первого афоризма «Центиллоквиума», труда, приписываемого Птолемею: «От тебя и от науки». Это значит, что астрологу необходимо сочетать рациональное знание со способностью делать собственные суждения, сочетать знания свойств небесных объектов с внутренней способностью делать предсказания.
В центральной части бланка гороскопа написаны слова «Non сogunt» - «Не принуждают». Звезды склоняют, но не принуждают, говорит Лилли, - это значит, что Бог наградил человека свободной волей и астролог не должен пугать своего клиента, но давать ему возможность проявить собственную инициативу и помочь ему в выборе путей: «Поскольку ты ежедневно беседуешь с небесами, наставляй и формируй свой разум в соответствии с образом Священного, познай ризы добродетели и будь глубоко наставлен в них. Будь человечным, вежливым, доступным, близким всем. Не поражай несчастных ужасом резких суждений; в таких случаях позволь им узнать свою тяжкую судьбу постепенно; направь их, дабы обратились к Богу с просьбой отвратить приговор, нависший над ними».
.......
От себя добавлю лишь некоторые существенные детали, уточняющие, на мой взгляд, диспозиции астрологии и церкви:
- Существенная, деталь портрета - ЗАВЕСА. Занимая примерно половину заднего плана, она делит фон на скрытую и открытую, т.е. доступную познанию, наблюдению и разглашению части. При этом тайное касается как ремесла астролога, так и учений церкви (завеса составляет одну единую вертикаль). Фигура Лилли практически по всему полю завесы указывает на него как познавшего/познающего единство мира.
- Расположение Лилли, в основном, на фоне скрытой части указывает на направление и характер его (и, в его лице, других астрлогов) интересов. При этом лежащий на гороскопе указательный палец находится точно на границе завесы, когда мы мысленно продолжим ее вниз и т.о. указывает на грань, определяющую как границы познаваемого, так и границу дозволенного к разъяснению гороскопируемому. Определить эту грань - задача астролога.
- Ту же роль играет и накидка Лилли. Расположенная необычно, она как бы отделяет руки от остального тела на портрете, тем самым показывая, что обывателю, да и самому исследователю (рука под накидкой на небесной сфере), доступна лишь часть знания.
- Назвав свой труд «Христианской астрологией», Лилли не погрешил против истины, определив, что содержание его труда относится к христианскому миру (фигура пастыря и рыбака за окном) и, в то же время, базируется на всеобщих и единых законах бытия, к которым Вера и Знание подходят с различных сторон и различным образом (разные планы на портрете).
- По Лилли, в христианстве подчеркнут моральный и этический аспект (Сатурн и Юпитер на фоне Солнца), которым в своей работе должен руководствоваться и астролог. Храм по ту сторону реки также указывает на заповеди как жизненный ориентир, но не непосредственный инструмент этой жизни, коими в большей степени являются его «измерительные приборы» - т.е. научные методы познания.
Итак, как видим, символизм портрета достаточно широк и, помимо христианства, включает в себя и тему отношений астрологии и науки (напомню, что Лилли жил во время зарождения новой Коперниканской научной парадигмы, менявшей место астрологии в системе знаний и требовавшей от астрлогов переосмысления положения своей науки). Портрет по своему существу - это модель взаимодействия всех четырех участников процесса (астролог, церковь, наука и человек) и, как это есть и в жизни, она несет на себе отпечаток крестовой ситуации их драматических взаимоотношений (крест). И в этом смысле определение христианская применительно к астрологии можно употреблять и без кавычек.
Существенно, а может быть и главное здесь то, что Лилли, на мой взгляд, проявил себя как истинно мудрый и дальновидный человек, определив, что в этом есть и тайное, и открытое и, указав ориентиры, предоставил каждому астрологу возможность определить собственную меру того и другого в своем астрологическом искусстве.
upd
В этом контексте становятся и более понятными десять заповедей Лилли изучающим астрологию. Напомним их:
ВИЛЬЯМ ЛИЛЛИ: 10 ЗАПОВЕДЕЙ ИЗУЧАЮЩИМ ИСКУССТВО АСТРОЛОГИИ
1. Общаясь повседневно с небесами, обучай и формируй свой разум в соответствии с божественным образом, изучи все его узоры и будь достаточно опытен в них.
2. Будь человечным и близким для всех.
3. Не поражай несчастных ужасом резких суждений.
4. Не завидуй состоянию. Давай, не жалея, бедному - и деньги, и суждения.
5. Заботливо относись к тем честным людям, которые по зову сердца изучают это Искусство.
6. Не спеши давать суждения против сообщества, в котором живешь.
7. В своих исследованиях будь глубок, чтобы поддерживать в себе владение Искусством.
8. Не будь экстравагантным и не стремись изучить все науки.
9. Будь верным, упорным, не предавай ничьи секреты.
10. Не унывай, если о тебе плохо говорят. Бог не оставляет ни грех ненаказанным, ни ложь неотмщенной.
#лилли #христианская_астрология #астрология_и_христианство #астрология_и_наука