«Тебе, Телец, я даю силу встроить семя в субстанцию. Твоя работа очень значительная, требующая терпения, так как ты должен закончить все, что было начато, или семена будут пущены на ветер. Ты не должен сомневаться или передумывать посередине, или полагаться на других в том, что я прошу тебя сделать. За это я даю тебе дар Силы. Используй ее мудро.»/ Мартин Шульман «Кармическая астрология».
Известно, что Венера - хозяйка знака Телец. Но она же и хозяйка Весов, и царица (экзальтация) знака Рыб. Одна и та же ли это Венера? Чем отличаются образы Венеры в этих знаках?
За ответом обратимся сначала к авторитетному мнению астролога и психолога Элис О. Хоуэлл*, посвятившей теме эволюции человеческого сознания в контексте астрологических эпох книгу «Астрология как инструмент психоанализа». Далее - мой обощенный анализ женских мифологических образов Венеры, Деметры и Персефоны в применении к астрологическому символизму.
Итак, архетип Тельца, его характерные черты и особенности человеческого Эго в эпоху Тельца. Некоторые цитаты автора в кратком изложении:
1. Архетип Тельца тесно связан с понятиями Процветания и Возрождения. В контексте астрологических эпох эра Тельца приходится на 4 000 - 1800 годы до н.э. - период развития земледелия и сельского хозяйства, необходимых для формирующейся цивилизации. Телец принес оседлый образ жизни (фиксиров. знак), возделывание земель (культ Быка/Телец) и разведение скота (Луна в экзальтации). В свою очередь этот труд, по мнению автора, требовал значительных затрат психической энергии (Скорпион) в виде молитв о хорошем урожае и приплоде, компенсацией чего (психических и физических затрат) стало возникновение чувства «мое» и формирование личной собственности .
Девиз Тельца «Я имею», поэтому Венера в Тельце связана прежде всего с материальными ресурсами (богатство исторически также измерялось количеством голов скота).
2. Необходимость защиты личной собственности и ее приумножения стало новой причиной вести войну (Скорпион), а объединения фермеров и появление городов-государств привело к формированию чувства коллективного национализма (Телец), ставшего впоследствии идеологической причиной мировых войн.
3. Тема секса в обмена на деньги (Венера - Скорпион) проистекает из тех же источников - приданое за невестой и выкуп со стороны жениха, дорогие подарки в обмен на измену и т.п. Другая тема Тельца - секс для производства потомства (его прообраз - ритуальные совокупления на пашнях для поднятия урожайности полей) с - нередко - последующим ритуальным убийством «бога - быка» в лице мужчины.
4. Тема умирания и возрождения, по мнению автора, также появляется именно в эру Тельца, когда мотив умирания воспринимается как нисхождение во тьму земли и зимы с надеждой на возрождение и обновление (Скорпион). Мифы об Иштар и Таммузе, Изида и Осирис, др. Здесь есть и отсылка к паре Деметра - Персефона, но об этом далее.
5. С психологической точки зрения для эры Тельца характерно сохранение, в основном, коллективного сознания (массовые захоронения) и отсутствие выделенного из него (или находящегося в зачаточном состоянии) индивидуального эго (эра Овна). Индивидами, причем еще полубожественной природы, могли признаваться при жизни лишь цари и царицы.
Таким образом, архетип тельцовской Венеры (ночная обитель) - собственность и плодородие, которое требует воспроизводства и защиты (Скорпион).
С появлением индивидуального сознания (эра Овна) возникает тема межличностных отношений (Весы) и Венера становится не только Производящей и Сохраняющей Матерью и Хозяйкой, но и Женой - Устроительницей этих отношений, а также поддерживающей в них законность и справедливость в соответствии, например, с данными Моисею 10 Заповедям и другим законам, регулирующим взаимодействия новоиспеченных индивидов. Так у архетипа Венеры появляется не только тема целесообразности и выгоды, но и тема законности и земной любви (дневная обитель).
Позднее, в Эру Рыб, тема земной любви приобретает трансперсональный оттенок и перерастает в любовь к Богу (экзальтация Венеры) и всему сущему, иллюстрацией чего на противоположном полюсе Зодиака (Дева) стала история Деметры и Персефоны, добровольно жертвующих своими эго ради сохранения и поддержания ими же самими созданных и воплощаемых законов Природы (Венера в падении).
С астрологической точки зрения картину эволюции архетипического образа Венеры иллюстрирует триада осей Рыбы/Дева, Овен/Весы и Телец/Скорпион, где зарождающееся эго (или «дикое» эго) в Тельце через социум и закон (Весы) переходит в свою высшую, надличностную форму (Рыбы/Дева) - т.е. материальное - социальное - духовное.
Об авторе:
*Элис О. Хоуэлл (Alice О. Howell, 13.11.1922) - современный астролог США, один из основоположников психологической астрологии.
Родившись в Америке, Хоуэлл вместе с родителями с пяти лет ездила по миру. К 18-ти годам Хоуэлл успела пожить или попутешествовать в 37 странах на 4 континентах. Астрологией начала заниматься в возрасте 20 лет в Нью-Йорке.
Сфера интереса - синтез понятий психологии К.Г.Юнга и астрологии. Хоуэлл - широко известный лектор, преподаватель, историк, автор книг "Jungian Symbolism in Astrology" ("Юнговский символизм в астрологии"; 1987), "Jungian Synchronicity in Astrological Signs and Ages. Letters From An Astrologer" ("Юнговский синхронизм в астрологических знаках и эпохах. Письма астролога"; 1990), "The Dove in the Stone" ("Голубь в камне"), а также стихотворного сборника "The Song of Magdalen" ("Песня Магдалины"), отмеченного различными призами.
Хоуэлл живёт в Монтерее, штат Массачусетс.