«Невезение преследует меня с самого детства. Я никогда не знал ни счастья, ни радости, одни напасти. И я восклицаю: «Господи, если ты есть, я обвиняю тебя в несправедливости и жестокости», - писал Поль Гоген перед тем, как предпринять попытку самоубийства.
Действительно, жизнь Гогена не раз петляла, затягивая крепкие узлы, развязать которые, казалось, не было никакой возможности.
Родившись в семье французских эмигрантов, Гоген большую часть детства провел в Перу, на родине своей матери. Жизнь в семье ее влиятельных родственников была наполнена роскошью и заботой, а яркие краски окружающего мира впоследствии стали одними из немногих счастливых воспоминаний, которые художник навсегда запечатлел на своих полотнах. «Лима, которую называли «городом королей», радовала глаз оранжево-розовым собором и яркими фасадами домов с красными и зелеными балконами», - писал биограф Гогена*.
Вернувшись во Францию, Гоген стал успешным брокером и сумел сколотить состояние на биржевой игре. Он коллекционировал искусство, стоимость купленных им полотен Писсарро, Ренуара, Моне, Сислея, Дега и Сезанна составляла огромную по тем временам сумму в пятнадцать тысяч франков. Гоген живет с женой и пятью детьми в роскошном особняке - и вот очередной поворот в судьбе: увлекшись искусством, Гоген берет уроки живописи, а позже и вовсе бросает все и решает стать художником, полагая, что живописью «нельзя заниматься на досуге». Однако, полотна Гогена далеко не сразу нашли своих почитателей и, потеряв на этом занятии все свое состояние, художник в поисках «утраченного рая» решает отправиться на экзотический Восток. Так, вкратце, выглядит биография этого художника, для более полного ознакомления с которой мы приводим эту ссылку:
Проклятый Гоген | БЛОГ ПЕРЕМЕН. Peremeny.Ru
Биография Поля Гогена.
www.peremeny.ru
Конечно, необычность судьбы Гогена не могла нас не заинтересовать. Надо сказать, что мы не нашли времени рождения художника в Астродата банке, - но тем лучше! Не будучи связанными этими данными, мы имеем возможность непредвзято посмотреть на натальную карту художника. Итак, Поль Гоген, Париж, 7 июня 1848 года (Плацидус). Предлагаемый вариант - АСЦ в Раке.
Бросается в глаза связанность планет в несколько конфигураций - Чаша, Т-квадрат, два «творческих» треугольника. Основной акцент приходится на Чашу, в которой ведущая планета Луна «делает погоду» всей карте. Луна - основная планета карты: и в силу ее управления АСЦ, и в силу ее управления экзальтирующим Юпитером и Меркурием (т.е. наибольшим количеством важных точек гороскопа), и в силу ее роли ведущей планеты в Чаше. Отметим, что нам приходилось встречать в инете варианты карты Гогена с Луной на АСЦ, что, на наш взгляд, является избыточным, хотя и согласуется с нашим пониманием роли и места Луны в гороскопе Гогена.
Располагаясь близко к оси 3/9 Домов, ключевая оппозиция Луна - Нептун делает сферу финансов, перемещений и жизненных исканий ключевой в жизни Гогена, давая ей выходы на несколько ключевых позиций: Меркурий, Венера и Плутон/Уран. Согласно их расположению и управлению, это может указывать на постоянные и многочисленные болезни Гогена, его небесспорную репутацию, а также на огромную потребность в любви и близких отношениях.
Но почему же художник чувствовал себя столь несчастливым и говорил о злом роке?
На наш взгляд, в карте для этого можно найти как минимум две причины.
1. Более очевидная причина кроется в конфигурации Чаша, где пустые поля создают ощущения пустоты и побуждают натива к беспрестанным поискам чего-то как ему кажется утраченного (Гленн Митчелл «Аспектные фигуры натальной карты»). В карте Гогена эта ситуация усиливается благодаря Т-квадрату, Венера на вершине которого проецируется на пустое 5 поле, управители которого находятся в конфликтном взаимодействии в 1 - 10 Домах. Конфигурация описывает как творческие поиски, так и амурные похождения нашего героя, в равной степени снискавшие (часто по вине самого Гогена, 1 Дом) ему дурную славу и испортившие его репутацию. Самое время вспомнить фразу «звезды располагают, но не обязывают» - Марс в 1 Доме свидетельствует о том, что Гоген в известной степени преувеличивал злонамеренность Господа, обвиняя его в своих несчастьях, которые художник творил буквально «своими руками». И все же основания говорить о злом роке у Гогена были.
2. Звезда Шеат. Другой не столь явной, но не менее значимой причиной может являться имеющая сатурнианское влияние звезда Шеат, чье соединение с Сатурном и ЮУ в карте Гогена дает, согласно классическим описаниям, «крайнюю степень несчастья, опасность самоубийства». Ее расположение близко к МС в аспекте к АСЦ Гогена дает основания «винить» звезду в жизненных напастях художника, реализуемых посредством неудачных социальных контактов и склонности к богохульству (Сатурн как управитель 7,8 и 9 Домов в 9 Доме). Действительно, мать Гогена в своём завещании даже рекомендовала ему «сделать карьеру, так как он совершенно не способен вызвать к себе расположение друзей семьи и может вскоре оказаться очень одиноким». В конце концов, так и вышло. Среди друзей Гогена на склоне лет остались лишь его таитянские подруги да обезьянка по кличке Таоа, привезенная им в Париж из своих восточных странствий.
Влияние звезды подкреплено квадратом Юпитера к Плутону/Урану (12-10 Дома), чье действие, как управителей 8 и 10 Домов, могло выразиться и в обстоятельствах его смерти (8 мая 1903г, Маркизские о-ва): «Когда он умер, на тумбочке возле кровати стоял пустой флакон из-под опийной настойки. Возможно, Гоген, нечаянно или намеренно, принял чрезмерно большую дозу», - пишут биографы (в этом смысле мы допускаем расположение Нептуна в 8 доме или на К9). Согласно другой версии, причиной смерти Гогена стал сердечный приступ (Сатурн У8 квадрат Солнце).
Так или иначе, но поиски земного рая для Гогена, бежавшего от цивилизации все дальше, закончились безрезультатно. И лишь спустя три года во время Парижской выставки потерянный рай художника, изображенный им на своих полотнах, нашел, наконец, признание публики, критики и прессы**.
** Жизнь художника легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош».
* В публикации использованы биографические материалы книги «Мировое искусство: интриги, скандалы, расследования в живописи», С.Пб, 2008г.
Послесловие для астропсихологов.
Почему не Лев на АСЦ (как на встреченных нами в инете картах)? Этот вопрос мы задали себе и подумали - станет ли Лев сетовать на жизнь (тем более на Бога)? Расположение Луны в Деве в 1 Доме, скорее, ориентирует его на поиски практического решения проблем, а Солнце в 10-м вряд ли погонит художника в дальние дали, но может указывать на заслуженное прижизненное признание и высокий статус (Гоген не обладал ни тем, ни другим). Т-квадрат в такой карте приходится на 1-7-10 Дома с Венерой в 10-м на вершине, что может стать, скорее, причиной высоких амбиций и стремления к публичности, чем показателем душевных мук от непонимания окружающих и поиска своего утраченного рая (Овен на К9 тоже не про рай). Таковы наши (впрочем, не претендующие на абсолютную правоту) аргументы, побудившие нас остановиться на предложенном в этой публикации варианте карты.