10 лет назад...

Dec 29, 2021 00:46



...мне посоветовали посмотреть «Арриэтти». Я вспомнил об этом, потому что оказалось, что мы невольно в очередной раз вернулись к этому фильму 10 лет спустя. Вообще-то с творчеством «Гибли» я был знаком и раньше - были показы «Унесённых призраками» на первой кнопке, были пиратские DVD «Киномании», странно переделанные из азиатских, кажется, изданий. Между этими событиями была ещё небольшая подборка аниме от бывшего коллеги по работе. Но за деятельностью студии я тогда не следил, поэтому для меня оказалось своего рода открытием, что они успели выпустить очередной фильм, который даже показывали у нас в кино. Всё это я пропустил, поэтому ограничился просмотром фильма на Blu-ray.
Обычно я стараюсь не привязывать работу над очередным фильмом к какой-то дате, но постфактум оказывается, что это происходит само собой. Вот и получилось, что 10 лет назад я посмотрел «Арриэтти», а в этом году мы перевели очередную документалку о ней. Ну, не только о ней и не совсем о ней, но в Японии она была выпущена именно по случаю выхода в тамошний прокат «Арриэтти». И за 10 лет таких совпадений было уже много. И кажется, что эти 10 лет пролетели удивительно быстро, но в то же время была масса моментов, когда они тянулись мучительно медленно. Вот как сейчас, когда вместо того, чтобы продолжить работу над очередным затянутым проектом, я пытаюсь оглянуться назад - но не на уходящий год, а на целых 10 лет. Но не буду - здесь достаточно информации о том, как мы проводили время - как начинали, а затем спустя несколько лет возвращались и начинали то же самое заново, как делали и переделывали, как пытались что-то планировать и анонсировать... Планы - ужасная штука, они редко осуществляются. Особенно потому, что на них влияет другая ужасная штука - обстоятельства (не люблю это слово). В итоге в этот раз можно рассказать больше о том, что не получилось, чем о том, что мы успели сделать за год, потому что не смогли, не успели, а иной раз и не было желания. Факт - за 10 лет можно устать от чего угодно, даже от «Гибли». Поэтому завершая это пространное вступление я начну с пессимизма.

У нас всё ещё есть несколько фильмов, которые находятся в очень сыром исполнении. «Навсикая», «Тоторо» и «Земноморье» ни разу не обновлялись.
«Навсикая» остаётся первой в списке на обновление, для неё есть масса материалов, которые не требуют привлечения переводчика, часть из них даже была отредактирована (читай заново переведена) ещё год-два назад, но из-за занятости документалками тогда не удалось в полной мере взяться за этот фильм, поэтому на данный момент ещё нужно отредактировать перевод к комментариям Анно и Катаямы к фильму, заново перевести и оформить субтитры к «Рождению студии "Гибли"» и «Гигантскому воину в Токио», а ещё до конца синхронизировать стереодорожку к фильму (из 116 минут готово примерно 42, то есть треть) - это самый уникальный материал к этой ленте, которым мы располагаем. У нас есть отличный рип с пластинки, но его главная проблема в том, что виниловая запись (как и запись на компакт-диске, кстати, тоже) создавалась для старой кинотеатральной версии, которая демонстрировалась с частотой 24 кадра в секунду, а на DVD и Blu-ray фильм выпускается со скоростью 23,976. Простое изменение скорости не только ухудшило бы качество звука, но оно ещё и просто невозможно, потому что с началом реставрации своих фильмов «Гибли» фактически изменила их продолжительность. Сделала она это очень странно: между сценами в фильмах зачастую есть затемнения и моменты полной черноты - обычный художественный приём, дающий зрителю возможность переварить увиденное, перевести дух и настроиться на продолжение просмотра. Длительность этих кадров изменилась. И не только их, но и смежных кадров других сцен, которые сменяют друг друга напрямую, без пауз. Из-за этого старые звуковые дорожки, записанные для более ранних изданий, сложно подгонять под реставрированные версии, ведь наперёд не знаешь, в каких моментах кадров стало больше, а в каких - меньше. Ко всему прочему синхронизация звука и видеоряда в старых фильмах изначально так себе - нет ничего удивительного в том, что сначала вы видите выстрел, а потом его слышите - просто сводили на глазок и в спешке. Но такие огрехи мы оставим на совести японских монтажёров - новая стереодорожка синхронизируется по имеющейся на Blu-ray монодорожке. Кстати, отличие не просто в наличии стереопанорамы - музыка и звуковые эффекты были перезаписаны и синхронизированы заново, поэтому фильм воспринимается совершенно по-другому. Он становится холоднее и мрачнее, поэтому (на мой взгляд) стереодорожка больше подходит к «синей» версии из сборника фильмов Миядзаки. Очень странно, почему японцы официально никогда не выпускали фильм с таким звуковым рядом.
Об остальных двух фильмах пока особо нечего сказать, за них мы ещё не принимались (снова). На японском DVD «Тоторо» есть архивный ролик, посвящённый проектированию и строительству музея «Гибли». К моменту выхода Blu-ray он уже стал неактуален - видимо, поэтому его не включили на новое издание. Но мы любим всё старое, это же страница истории! Проблема в том, что ролик нужно переводить с японского, а сейчас этим заняться некому. Для «Земноморья» мы нашли пару старых интервью с Горо Миядзаки - качество записи плохое, реплики звучат неразборчиво, но в целом можно понять, о чём идёт речь. Это по-своему уникальный материал - записи никогда не включались ни на одно издание фильма.
Ещё мы не успели в этом году закончить «Пейзажи фильмов Исао Такахаты» - сам документальный фильм давно уже переведён и доступен для просмотра (мы об этом объявляли здесь), но особенность исходного японского диска в том, что ещё на него включены два эпизода сериала «Мальчик-волк Кэн». Это дремучий детский чёрно-белый мультсериал, который принято считать началом совместного пути Такахаты и Миядзаки - первый был режиссёром нескольких серий, а второй делал всякую мелочь. В HD по-прежнему доступны только два упомянутых эпизода сериала, никаких субтитров нет, поэтому мы ждём, когда (и если) для нас сделают перевод с голоса с японского.
Документалка, о которой говорилось во вступлении - «Книжная полка "Гибли"» - хоть и переведена на русский, но судьба русифицированного Blu-ray зависит от появления английских субтитров. То же самое касается и истории создания «Принцессы мононоке» - в какой-то момент интерес к нашему творчеству стали проявлять не только русскоязычные граждане, но и те, кому ближе английский язык, к тому же я (на самом деле) не люблю возвращаться к пройденному и опять всё переделывать или что-то обновлять, так что проще сразу сделать некую финальную версию со всем необходимым. И сейчас это английский перевод.

Поскольку neo1024 смог выделить время на работу над английским текстом для второго диска «Пейзажей "Гибли"», в этом году мы наконец-то его закончили. Это был единственный Blu-ray, который нам удалось собрать в этом году.
Ещё мы поучаствовали в переводе «Японского связного» - так французы иронично окрестили круглый стол с Ясуо Оцукой. Мэтра не стало в этом году, поэтому подобным образом мы постарались почтить его память. Обязательно посмотрите это интервью - и он, и Сатоси Кон очень интересно отзываются о жизни вообще и своей сфере деятельности в частности.

Вот такие итоги года. Сложно сказать, что радует, а что огорчает больше - то, что мы смогли перевернуть ещё одну страничку истории любимой студии, или то, что не смогли довести часть начинаний до конца. Тем не менее спасибо всем, кто был с нами все эти 10 лет - спасибо за терпение, за поддержку и веру в нас! Мы всё ещё не прощаемся. С наступающим Новым годом!

arrietty, ghibli's bookshelf, princess mononoke, Пейзажи «Гибли», goro miyazaki, scenery of ghibli, Добывайка Арриэтти, Горо Миязаки, Книжная полка "Гибли", Принцесса мононоке, Музей "Гибли", Ясуо Оцука, otsuka yasuo, ghibli museum

Previous post Next post
Up