Отважному юному воину Хольсу следовало бы радоваться простой жизни в мирной деревне, но злобный Грюнвальд, мечтающий о власти над миром, выпускает лютых серебристых волков, чтобы истребить общину и разъединить её народ. Из плеча Мога, огромного каменного человека, храбрый Хольс выдёргивает Солнечный Меч, и перед ним встаёт задача вновь объединить своих забитых земляков - дело, совершить которое он сможет, лишь перековав Меч и став легендарным Принцем Севера. Словно бы жителям деревни мало с кем сражаться - появляются ещё огромная щука-убийца, глотающая рыбаков, полчища мышей и очередь прочих злобных созданий, которых выплёскивает в мир чёрная душа Грюнвальда. Кто точно помогает Хольсу, так это его спутник - энергичный медвежонок Коро. Не так ясны мотивы жизнерадостного бельчонка Тиро, весьма подозрительного филина Тото и грустной певицы Хильды, несущей проклятие своего одиночества. Хольсу предстоит решить: перекуёт ли он Меч и сможет ли он исполнить своё предназначение.
"Принц Севера" был первым фильмом, поставленным Исао Такахатой, и фильмом, отметившим поворотный момент в японской анимации. Несмотря на выдуманное место действия где-то в Скандинавии (по слухам, на этом настояло руководство студии "Тоэй", которое было недовольно тем, что фильм должен был быть о народе айнов, живущем в Японии), фильм стал отражением политических и социальных схваток своего времени. Тогда чувствовалось, что "Тоэй" считает сотрудников скорее фабричными рабочими, чем художниками, штампуя детские мультики вместо фильмов с более глубоким смыслом. Такахата и многие из профсоюза работников "Тоэй", включая Миязаки и Ясуо Оцуку (будущего дизайнера персонажей "Замка Калиостро" и "Конана - мальчика из будущего"), создавали "Принца Севера" с целью показать, что приключенческий фильм может включать в себя общественную борьбу. Просто поразительно, как в "Принце Севера" смешаны головокружительная героическая сказка и ясное, открытое социалистическое содержание. Деревня похожа на кооператив; её жители счастливы от своего труда. Такая бесхитростная пасторальная жизнь видится благодетельной и позднее будет показана в "Ещё вчера" и "Помпоко". В этих поздних фильмах социализм заметен, но идёт мягким подтекстом, а в "Принце Севера" связи более откровенны - самого Хольса часто показывают снизу, как народного героя. Что более поразительно - сцены, где Солнечный Меч, наконец, перекован, сделаны в стиле, напоминающем Сергея Эйзенштейна и Дзигу Вертова.
По сути, "Принц Севера" - это сказочное приключение, наполненное былинными битвами, изменами и героическими деяниями. Интересно, что в некоторых работах Такахаты и Миязаки есть влияние европейских сюжетов и легенд, пусть и рассказанных с явно японской точки зрения. В "Принце Севера" мотивы северных мифов и легенд о короле Артуре (с мечами в камне, волшебством и предназначением) особенно заметны.
Бюджет не позволял снять полнометражный фильм с полноценной анимацией в 24 кадра в секунду, но создатели "Принца Севера" прибегали к множеству ухищрений, чтобы скомпенсировать это. Ранее Ясуо Оцука экспериментировал, полностью анимируя ключевые последовательности и пренебрегая анимацией всего остального - в результате фильм получался стилистически разнообразным и интересным, но более экономным. В "Принце Севера" установочные планы деревни или монтажные ряды (как в нашествии мышей) показаны как последовательности статичных картинок, а перемещение камеры мультстанка давало ощущение движения. В другие моменты полная анимация захватывает дух - чудесно очерченные контуры самого Хольса филигранны и динамичны. Сцена с Хольсом на море, когда изумительно, в духе Хокусая, нарисованные волны рушатся вокруг него, является подлинной вершиной искусства. Хотя в намерения создателей фильма входило не делать ничего прилизанного или откровенно похожего на фильмы Диснея, всё же в "Принце Севера" есть много элементов, которые ближе к Диснею, чем почти всё, что они создавали, пусть даже к Диснею в его блистательных, но финансово неудачных причудах. При виде Грюнвальда, возвышающегося над деревней, трудно не вспомнить "Ночь на Лысой горе" из "Фантазии" (1940) или зверей из "Спящей красавицы" (1959). Изобилие очеловеченных животных (хотя часто милых) в "Принце Севера" никогда не переходит за границу надоедливости. Более того, их точно подмеченные движения, в особенности медвежонка Коро и бельчонка Тиро, выглядят генеральной репетицией перед замечательным фильмом Такахаты "Виолончелист Гош".
"Принц Севера" - это триумф анимационного кино, былинное приключение с социально ответственной сердцевиной. К несчастью для Такахаты, фильм провалился в смысле кассовых сборов вопреки ярко выраженному артистизму и тому, что теперь он рассматривается как поворотный пункт в рисованной анимации как искусстве. Первоначальной реакцией "Тоэй" стали нападки на персонал за пустую трату времени и денег студии. Оказавшись перед будущим с бо́льшими запретами, Такахата, Миязаки и Оцука в конце концов покинули студию.
Из книги "Студия «Гибли»: Фильмы Хаяо Миязаки и Исао Такахаты"
Авторы Мишель Леблан и Колин Оделл
Русский текст - Александр Ильин