Jan 27, 2014 20:57
С американской литературой я знаком поверхностно (как впрочем и с любой другой), но в целом, американская культура, как таковая, меня всегда интересовала. Тем более, что наша российская культура во многом стала её продолжением. А тут, стало быть, Теодор Драйзер, один из столпов американской литературы. Читая его, понимаешь, какое он оказал влияние на её дальнейшее развитие. После этой трилогии можно смело браться за Айн Рэнд и понимаешь откуда торчат уши "Американского психопата". Поскольку в своё время, я полагаю, эти романы были восприняты как оскорбление.
Очень странно читать американскую литературу и понимать, что она мне во многом ближе нежели русская. Я никогда не понимал стенания над слезинкой ребенка или пацифизмом Толстого. Я хочу читать о сильных людях, которые ставят и добиваются своих целей, а не сомнения Раскольникова "тварь ли дрожащая иль право имею?". Фрэнк Алджернон Каупервуд именно такой персонаж - он четко знает, что он хочет, как и почему. Его мало волнует мнение окружающих и уж тем более менее всего его занимают вопросы морали или общественного мнения. Насколько это возможно он честен с окружением и абсолютно честен с собой.
"Финансист". Филадельфия. Есть мнение, что эту книгу должны читать вместо экономтеории в университетах, поскольку она дает весьма реальное понимание, как работает мир финансов. И никого не должно смущать, что прошел добрый век с момента её публикации, приемы описанные тут работают абсолютно так же. Закладные, облигации, выпуск новых акций, размывание долей акционеров, короткие и длинные деньги - все это работает абсолютно так же. А идеи, что репутация стоит дороже имущества, а правильные личные связи помогут выбраться из любой ситуации - ни капли не устарели. Читателю становится понятно, что разницы между мошенничеством и ловкими манипуляциями на бирже (да и вне её) по сути нет - закон что дышло, куда повернул, то и вышло. Нам показывается история становления Фрэнка как капиталиста. Наверное, немного наивно и прямолинейно, но крайне занятно, журналистское прошлое автора сказывается. Просто читая, ты понимаешь, что у этого человека нет преград, да и человек ли он вообще? Еще не робот, но уже расчетливая машина по заработку денег. Вторая часть книги посвящена женщинам поклонению красоте. Каупервуд не просто зарабатывает деньги, он их тратит на произведения искусства, увеселения, путешествия - ровно как нынешние нувориши. Любовная часть - так и вовсе очень наивна, хотя и приятна. Разговоры в духе английских романтиков начала 19 века, обещая любви до гроба и страстные сцены.
"Титан". Чикаго. Вышедший спустя два года, он продолжает историю Ф.А.К.. Покинувший родной город, он перебирается в Чикаго, в ту пору стремительно развивающийся город среднего запада. Если в первой книге баланс был смещён к деловой части, а в третьей к любовной, то тут он аккуратно выдержан посередине. И поклонению красоте, искусству, женщинам уделено ровно половина книги. В большей степени нам показывают жизнь высшего света США, их нравы, сложности и опасности этого круга. Почему книга называет "Титан"? Потому что, главный герой прибывает в новый для себя город с подмоченной репутацией, без особых связей и мало-помалу подминает его под себя. Ему не страшны ни газеты, ни местные воротилы, он просто берет и делает ровно то, что ему надо. Сила характера этого человека пробивается сквозь даже бумагу. Но за силу и свои желания надо платить - не деньгами, так ожесточенным сопротивлением и своей репутацией. И лишь по мере реального взросления понимаешь, что каждый чек должен быть оплачен и не всё поступки, даже совершенные в приступе жертвенной любви в итоге остаются правильными. Совершенно чудесно описан адюльтер! Ты понимаешь его неизбежность, его последствия, так что ждешь реакции на это. Реакция достойна Титана, поверьте мне.
"Стоик". Лондон. Каупервуд делает третью попытку покорить себе город. У него новая любовь, та, которая могла бы дать ему все, вознести на небеса. Только жизнь подходит к концу, что он оставит после себя? Дурную славу стяжателя? Огромное наследство? (получилась прямо аннотация к новому изданию) Самый тяжелый для чтения роман серии, посмертный для автора. Стилистически заметно, что части его писались с разрывом в два десятка лет. Тяжелый еще и потому, а что он даст читателю? Всё прах? Что мы не заберем всё что нажили в могилу и самые великие люди умирают точно так же как и все? В самом конце романа проскальзывает идея - а может западная система ценностей и не очень-то хороша. А самые верные люди обернутся стаей шакалов, грызясь за твоё наследство. Самое что интересное, смертью Каупервуда действие не ограничивается, пока ветер истории разносит его прах.
А самое что удивительное - то, что "Трилогия желания" написана по истории реального человека, разве что с заменой всех имен. Драйзер скрупулезно собирал материал о жизни прототипа Каупервуда и, должен сказать, что у него чертовски здорово это получилось. "Финансист" - читать всем и особенно экономистам. "Титан" - читать под впечатлением от первого романа и любителям чувственных моментов в серьезной литературе. "Стоик" - читать тем, кого заботит тема смерти, бога и красоты.
И прощайте, Фрэнк, вы были мне хорошим другом и учителем.