17 ноября 2021 года Конституционный Суд РФ принял важное решение в сфере банкротства для контролирующих лиц должника.
Конституционный суд
признал, что лицо, которое привлекается к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве, должно быть полноценным участником дела о банкротстве и иметь право обжаловать решения суда о включении в реестр кредиторов, а также иметь право обжаловать сделки должника.
Закон о банкротстве считал по другому.
Нормы закона о банкротстве позволяют судам считать, что лицо, привлеченное к субсидиарной ответственности, наделено правами и обязанностями участвующего в деле о банкротстве лица только в пределах обособленного спора, и не вправе обжаловать судебные акты о проверке обоснованности требований кредиторов.
Между тем, при недостатке у должника средств для покрытия долгов, негативные последствия несут контролировавшие должника лица - как правило бывший директор, учредители. Значит включение всех возможных претензий в реестр требований кредиторов также затрагивает их права.
Отсутствие у них права обжаловать судебный акт ухудшает их процессуальные возможности. Проще говоря делает их беззащитными.
Например, бывший директор привлекается к субсидиарной ответственности, но размер этой задолженности не может оспорить, так как не наделен правом обжалования судебных актов, которыми эта задолженность признана. То же относится и к учредителям, или их наследникам. Наследники привлекаются к субсидиарной ответственности, а обжаловать судебные решения правом на наделены.
Конституционный суд России признал, что такое положение дел противоречит основному закону страны. Статья 34 ФЗ "О банкротстве" признана несоответствующей Конституции.
Стоит напомнить, что после признания закона неконституционным, дела, в которых применялись такие нормы, подлежат пересмотру ввиду новых обстоятельств.