В уголовно-процессуальном кодексе России есть священная норма в виде статьи 252 о пределах судебного разбирательства. Она гласит, что судебное разбирательство проводится только в пределах предъявленного обвинения, а любое изменение обвинения допускается лишь в случае, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту.
Это самая важная и непоколебимая норма закона - она определяет весь смысл уголовного процесса.
Если простыми словами, то норма о пределах судебного разбирательства гарантирует, что суд не исправит дефекты обвинения, а, при наличии таковых, вынесет оправдательный приговор. Суд не имеет права вносить в обвинение новые формулировки, изменяющие его суть. Например, кроить обвинение изменением данных о времени, мотиве, целях деяния и т.д.. Иначе это бы сделало из суда обвинителя, а защита от обвинения потеряла бы всякий смысл - защищаешься от одного обвинения, а суд вменяет другое.
Суд может только исключать недоказанные элементы обвинения и уходить на менее тяжкий состав.
И вот, лет пять назад суды начали «вменять» подсудимым новые обвинения, окончательно введя этим шулерские правила игры.
Я - один из тех, кто начал, в связи с этим, бузить. Кстати, в знаменитом письме председателя Верховного суда о необходимости лишении меня статуса адвоката, мне припомнили пост на эту тему - «Судейское жульничество».
Вспомнил я об этом в связи с тем, что, изучая приговоры,
обнаружил, что по стране судьи повсеместно перекраивают в них обвинения. И, знаете, что прискорбно? Адвокаты даже не обращают на это внимания. Относятся к этим судейским косякам как к данности.
Больше историй вы можете найти в моем телеграм-канале -
https://t.me/vitalii_burkin/556