Aug 17, 2013 06:16
В сборнике Karta (номер 59, 2009 год), который выпускает одноименная польская организация, с интересом прочитал воспоминания венгра Иштвана Елека (Isztvan Elek), который в 1944 году в составе 4-го полка гусаров находился на территории Западной Беларуси и участвовал в антипартизанских операциях. Самое интересное в воспоминаниях - добровольная передача партизанами своих больных и раненных в руки венгров. Причем такая передача проводилась по договоренности обоих воюющих сторон несколько раз.
Несколько слов об авторе воспоминаний. Иштван Елек родился в 1917 году, весной 1944 года был призван в венгерскую армию . В апреле 1945 года попал в плен и был вывезен в Сибирь. Бежал и добрался до северной Польши, где женился на полячке. В 1956 году организовал помощь восставшей Венгрии. В настоящее время живет в Гданьске.
"В конце марта 1944 года меня призвали в армию. Почти три недели ушло на наш переезд через Словакию и Польшу, и затем мы пересекли реку Буг под Брестом. Немцы в этот район стягивали гусаров, так как в полесских болотах можно было перемещаться только на конях или пешком. Танки и бронетехнику - кроме главных дорог - невозможно было использовать. Наши мундиры цвета хаки отличались от сероголубых немецких. Практически на каждом шагу мы чувствовали, что как местные поляки, так и белорусы, относились к нам иначе и мы не встречали с их сторона враждебности. В местах, куда не пришла цивилизация и карты были неточные, помощь местных людей, которые знали все дороги и тропинки, была бесценной. Венгерские подразделения перемещались свободно; если бы нас встретили враждебно, мы были бы уничтожены местными партизанами.
Однажды из леса вышло четыре вооруженных до зубов партизан, одетых в что-то напоминающее мундиры. Обратились к нам - частично по-польски, немного по-немецки и по-русски - с просьбой о помощь. Нам венграм они доверяли. Мы шли с ними примерно полчаса по бездорожью. Через некоторое время партизаны принесли семь тяжелобольных на носилках, которые мы закрепили на наши кони. Больных мы забрали в Ганцевичи, где находился немецкий плевой госпиталь. Там нам удалось передать больных австрийскому фельдшеру. Австрияк договорился с руководителем госпиталя (в звании майор), который заверил, что больные будут вылечены, а после выздоровления будут переданы вермахту, как военнопленные. Эти условия мы приняли без возражений, так как главным было, что несчастные получат медицинскую помощь. Фельдшер сказал, что как только больные поправятся, сообщит нам, и свое слово сдержал. Еще четыре раза мы возили больных и раненных с этого района в госпиталь. В июле нас переместили на запад..."
Партызаны,
1939-1945