При запусках шаттлов - как и при других космических запусках - американцы думали о том, как обеспечить безопасность людей на земле. Стандартная процедура для такого обеспечения - заряд самоподрыва, приводимый в действие по команде с земли. Отдаёт такую команду в случае потери управления специальный человек, Range Safety Officer.
В случае шаттлов процедура была такой же: заряды на обоих твердотопливных ускорителях и на внешнем баке (хотя и не на самом шаттле). Пожалуй, лучше всего просто процитировать кусочек из
отчёта президентской комиссии по расследованию катастрофы Челленджера:
На обоих твердотопливных ускорителях и на внешнем баке установлены заряды взрывчатки. Они могут быть взорваны по команде range safety officer-а в случае, если корабль выйдет за границы, установленные при планировании полета до запуска, и если корабль более не находится в контролируемом полете. Определение того, контролируется ли полет, выполняется руководителем полета в ЦУПе, Хьюстон, находящемся на связи с range safety officer. После кодированной команды "товьсь" заряд на системе шаттла подрывается последующей кодированной командой "огонь".
Range safety officer, отправляющий команды, принимает решение и несет окончательную ответственность за жертвы и разрушения, которые могут быть причинены, если корабль или его компоненты упадут в населенной области. Критерии самоуничтожения установлены по согласованию с NASA и с Восточным Космическим и Ракетным Центром.
===
Both Space Shuttle Solid Rocket Boosters and the External Tank are fitted with explosive charges. These can be detonated on the command of the range safety officer if the vehicle crosses the limits established by flight analysis before launch and the vehicle is no longer in controlled flight. The determination of controllability is made by the flight director in Mission Control, Houston, who is in communication with the range safety officer. Following an encoded"arm" command, the existing package on the Shuttle System is detonated by a subsequent encoded "fire" command.
The range safety officer who sends the commands is the key decision maker who is finally responsible for preventing loss of life and property that could result if the vehicle or components should fall in populated areas. The destruct criteria are agreed to by NASA and the Eastern Space and Missile Center.
===
И - дополнительный штрих:
CNN, 1998 год.Оказывается, астронавтов в числе разных брифингов знакомили, в том числе, и с Range Safety Team. С теми самыми офицерами, которые должны были, если вся система начнет валиться на город, ее - и их - уничтожить. Космос, такой космос.
P.S. Дальше в документе NASA есть обсуждение того, что исходно предполагалось наличие катапультируемых кресел, но от них в итоге решили отказаться, а процедура обеспечения безопасности на земле осталась той же. Но все равно...
Собственно, твердотопливные ускорители в катастрофе Челленджера взрывом разрушены не были - и их именно этой системой самоподрыва и уничтожили.
P.P.S. Узнал об этом всем только недавно, читая некоторую фантастику - и полез перепроверять, неужели и правда так.