Нора аспида

May 22, 2008 16:42

В мои руки попала познавательная книжка «Как мы пишем». Под катом несколько выдержек, разрушивших мои вредные иллюзии относительно отношения писателей к критикам в суровые 30-е годы.

А. Белый
Я пишу художественную прозу редко; раз в 6-7 лет, ибо фин-инспектор не станет считаться с моими мотовствами вроде сожженного здоровья… и вычтет из нищенского гонорара; так я буду лучше «халтурить»; писать, как большинство; кто там разберет, кто писал: художник слова или «стрекун»? Знаю, что мои «халтурные» произведения больше понравятся, ибо они приспособлены для чтения глазами, и языковой проблемы в них нет. А то Белый, художник, дотошно пристает: нет, - ты, читая, внутренне произноси; прочтя, - перечти, - перечти: еще и еще. Читатель зол, критик зол: «Непонятно пишет писатель Белый».

М. Горький
Современные рецензии особенно не способны влиять, ибо видишь, что рецензенты читают книги невнимательно, неумело и, часто, не понимают прочитанного. Это конечно относится не только к моим книгам, а является общим пороков рецензентов.

Евг. Замятин
Если я считаюсь еще с чьим-нибудь мнением, то только с мнением моих товарищей, о которых я знаю, что они знают, как делается роман, рассказ, пьеса: они сами делали это - и делали хорошо. Другой критики - для меня нет, и как она может быть - мне непонятно. Вообразите, что на завод, на верфь, приходит этакий бойкий молодой человек, в жизни своей не сделавший ни одного судового чертежа, и начинает учит инженера и рабочих, как строить корабль: молодого человека немедля прогонят в три шеи.
По своему мягкосердечию мы этого не делаем…

Я часто слышу похожие слова в наше время; оказалось же, что эта музыка длится вечно.

P.S. Замятин мне понравился больше всего. Почудилось, что его слова - сжатая до отказа пружина.

Цитатки, Круг чтения, Маргиналии

Previous post Next post
Up