Не фикшн

Dec 06, 2010 12:23

Посещение в минувшую субботу ярмарки «Нон-фикшн» принесло, помимо некоторых приобретений (о них будет ниже), ряд впечатлений разнообразного свойства.
Сначала немного о наболевшем.
Многие согласятся, что мероприятия подобные этому, должны быть светлы и ажурны. Но из года в год вместо высокого духовного настроя, вполне уместного при встрече с таким количеством интеллектуальной литературы, посетители главным образом должны обнаруживать навыки выживания в коммунальной среде. Я, например, собираясь на этот ежегодный пир духа, составляю такой же расписанный по минутам план действий, что и на всякий служебный день, полный встреч, визитов и важных бумажек. Был бы рад порхать в сторону Крымского вала подобно беззаботному мотыльку, но перед глазами стоит безнадёжная очередь в гардероб, ставшая уже неотъемлемой частью этого самого нон-фикшена. А я, как это по-русски, с детства к этому отвращение имею - уж настоялись при старом режиме, будет! - поэтому вынуждено прибываю за полчаса до открытия.

Но вот почему нельзя избежать образования этой очереди никак не могу взять в толк. Если гардероб ЦДХ не справляется с наплывом страждущих, отчего не перенести мероприятие в более подготовленное место, а то и на более тёплое время года, не требующее от читателя многослойных одежд. Словом, я удручён и раздосадован. Опытный сетевой сиделец на моём месте послал бы устроителям какой-нибудь специфический луч; не обладая этим полезным навыком, я лишь делаю крайне недовольную гримасу.
Хотя, нет худа без добра. Ранний приезд кроме предоставления гардеробной привилегии, позволяет сравнительно свободно перемещаться по торговым рядам, а также даёт возможность в спокойной обстановке обменяться парой слов с торговым людом. А в этот раз, например, я был вдохновителем и участником обрядового действа под названием «Заклинание товара на продажу и профит».
Было так. Приобретя кое-что в рамках подарочной новогодней кампании, я перехватил довольную улыбку на лице дамы за прилавком. «Говорят, что если первым покупателем окажется мужчина, то торговлишка будет успешной», - пояснила она. Я с готовностью подтвердил справедливость этого замечания. И мало того, тут же решил поддержать её коммерцию ещё более эффективным и проверенным средством - неким древним торговым обрядом, дошедшим до нас из мглы веков (лично мне эту традицию передал дедушка, многие годы не без успеха подвизавшийся в сфере торговли). Узнав от меня суть обряда, дама сначала усомнилась в его действенности и даже назвала это язычеством, но поддавшись магии моего пронзительного и мудрого взгляда, всё-таки зажала только что полученные купюры в руке и провела ими по всем выложенным на прилавке книгам. «Теперь дело пойдёт», - обнадёжил я милую женщину и изрядно повеселевший двинулся дальше.
Увиденным я остался доволен. Издатели не спят - ассортимент богат и ярок (parole d'honneur, даже глаза разбегаются). Приглашённые писатели на стендах по обыкновению выдают в микрофон глубокие мысли и тёплые воспоминания, силясь перекричать собратьев по перу. Широкие читательские массы с азартом приобретают источники знаний и лекарства от скуки. Знатоки, зажав под мышкой свежекупленного Кьеркегора, обсуждают потребительские качества предлагаемого посетителям кофе. Словом, всё как всегда и это хорошо.
Огорчило лишь отсутствие стенда одного из моих любимых издательств - «Красный матрос» отчего-то в этом году не приехал. Это жаль.
Теперь несколько слов о вынесенном с этой ярмарки. В смысле - благоприобретённом. И остановлюсь, пожалуй, лишь на двух книгах, благо ассортимент освещён уже досточно и без моего участия.

Книга первая.

«Наследник встал рано и за уроки сел... Как учили и учились в XVIII веке». - Москва, издательство «Ломоносовъ», 2010 г.

Книга выпущена в серии «История воспитания». В основу легли тексты из двухтомного издания «Русский быт по воспоминаниям современников. XVIII век», вышедшего в 1914 году.
Нарочно историей воспитания я никогда не интересовался. В этой книжке меня привлекла сугубая музыкальность приведённых текстов. Так - увы! - уже не пишут и тем более не говорят. Я же, сознаюсь, большой охотник до подобных оборотов.
Вот две небольших цитаты для общего впечатления.

В таковом беспрерывном чтении одних романов препроводил я не только всю тогдашнюю осень, но и всю зиму и даже большую часть последующего лета, и материя их не только мне не наскучивала, но, делаясь с каждым днём ещё приятнейшею, в самом деле заохочивала меня от часу более к чтению. Я прочёл их тогда превеликое множество, и из всех лучших и славнейших тогда романов не осталось почти ни одного, который бы не побывал в моих руках и мною с начала до конца прочитан не был… помянутое чтение романов произвело мне многоразличные пользы.
(А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков»)

Эти «многоразличные пользы» очаровательны совершенно, не правда ли? Имею серьёзное намерение включить их в свой обиходный словарь.

Государь встать изволил в осьмом часу в начале. Одевшись, учился как обыкновенно. Отучась изволил играть в воланы. Перед обедом заставил его Никита Иванович в жёлтой комнате ходить взад да вперёд, чтоб шёл прямо, вольно и осанисто… Приходил камер-юнкер Александр Фёдорович Талызин. Сказывал о смерти покойного князя Бориса Александровича Куракина. Его высочество между прочим сказать изволил: от его смерти и государству потеря; человек он был достойный и за дело принялся было очень прилежно…
(С.А. Порошин «Записки, служащие к истории его императорского высочества благоверного государя цесаревича и великого князя Павла Петровича»).

После обретённого давным-давно «выдано Его сиятельством Пахому три рубли на дрова» (это сообщение из прежней жизни чарует меня и до сей поры), практически любые творения верноподданнических перьев околдовывают меня в мгновение ока. Сведение же о том, что «государь изволил играть в воланы», вызывает у меня, как у всякого истинного демократа, слёзы умиления и восторга.


Словом, лучшего чтения для долгих зимних вечеров трудно и вообразить. Да и для летних сгодится, пожалуй.
От этого издательства я ждал ещё одного приятного сюрприза - обещанного чуть ли не год назад альбома фотографий, сделанных Ильфом. Увы, сюрприз не случился. Велено подождать ещё несколько времени.

Книга вторая.
Александр Введенский. «Всё». - Москва, Объединенное гуманитарное издательство, 2010 г.

Не мне, разумеется, рекомендовать Введенского, да и надо ли?.. Но сам факт выхода этой книжки вполне заслуживает особого упоминания.

История публикаций произведений Александра Введенского в нашей стране коротка, но скандальна. Углубляться не стану, тем более что это уже делалось неоднократно, в том числе и весьма уважаемыми людьми. Заинтересованным лицам рекомендую ознакомиться с сообщениями на эту тему в известных журналах здесь и здесь (сообщения стоит читать вместе с комментариями).
Не надеясь на лучшее, я до сей поры подобно Кащею над златом, чах и трясся над купленным в своё время двухтомником Введенского от издательства «Гилея» - натурально, даже старался лишний раз не упоминать о нём, дабы не вводить окружающих в соблазн (вы меня понимаете, конечно же).
Но золотой ключик всё же приплыл к нам в руки - Введенский издан. Хотя и капля дёгтя имеется - тираж, на мой взгляд, учитывая масштаб явления, не слишком велик. Всего три тысячи экземпляров. Так что, полагаю, стоит поторопиться с приобретением.

Тем, разумеется, кого это может заинтересовать.

Круг чтения, Жанр, Дадзыбао

Previous post Next post
Up