Какой подарок вернее растопит сердечный хлад юной барышни - полиграфический продукт или же парфюмерный? Всеобщего решения у этой задачи разумеется нет; тут всё зависит от состава участников. Но ничего страшного. Двигаясь опытным путём во всяком случае можно получить занятные побочные результаты, дающие немалый повод для размышлений о людях и судьбах.
Много лет назад, в мартовскую (во всех смыслах этого богатого слова) пору, случилось мне озаботиться выбором подарка для одной барышни. Но забота недолго омрачала своей тенью мой румяный облик, так как девушка сама завела разговор о грядущем празднике и не желая полагаться на волю случая, высказала свои пожелания относительно грядущего сувенира. Деталей теперь не помню - что-то парфюмерное в нарядном флаконе.
Не скрою, я был гораздо доволен этим проявлением девичьей предусмотрительности. Хотя исчезала сугубая сюрпризность подарка, возникала полная гарантия его исключительной уместности и пользы. Размен не вполне равноценный, рассудил я, зато сберегающий гладкость щёк и здоровый сон. Достигнув консенсуса в этом немаловажном вопросе, тема разговора сменилась. С праздничных хлопот мы перешли к обсуждению гуманитарных вопросов, традиционно волнующих молодые и горячие сердца.
Когда праздничный час настал и подарочный флакон был вручен в сопровождении приличествующих случаю речей, барышня радовалась не слишком долго. Её мысли, как это часто бывает с юными ветреницами, лёгкой бабочкой полетели в совершенно неожиданную сторону. Только что обретённый парфюмерный гранёный хрусталь уже не занимал её дум, чего нельзя сказать о моих подарочных традициях и вообще личных качествах. С тихой грустью (и не без некоторого раздражения) мне было заявлено, что горько и обидно видеть сколь низко я ставлю её интеллект и образованность. Наведённые ею справки помогли установить, что иным жёнам и девам по высокоторжественным поводам я имею обыкновение презентовать шедевры современной полиграфии в виде альбомов репродукций картин великих живописцев прошлого. А подаренный мною сегодня флакон свидетельствуют лишь об одном - я ценю свою визави отнюдь не за многосторонность интересов и высокие духовные запросы, но смотрю на неё как законченный матерьялист.
Хотя ситуация меня немало позабавила, сознаюсь, что за молодостью лет я не сразу нашёлся с ответом и начал что-то мямлить о высоких чувствах (напоминать о том, что подарок был некоторым образом заказан заранее, я счёл бестактным). Но когда я взял себя в руки и сделав проникновенное лицо, признал что критика справедлива и при первой же оказии какой-либо из образцов упомянутой полиграфической продукции будет преподнесён звезде моих очей, на лике звезды обозначилась некоторая задумчивость. И поразмыслив несколько мгновений, она с очаровательнейшей улыбкой сообщила, что преподнесение художественного альбома лучше отложить на более длительный срок, а вот первая оказия должна быть всё-таки использована более разумно - известная парфюмерная фирма выпустила новую линию продукции, образец которой будет с признательностью принят, а все прозвучавшие в мой адрес обвинения полностью сняты.
Ах, как я стал в тот момент совершенно неприлично счастлив и безудержно весел. Мне тогда показалось, что я сделал большой шаг вперёд в изучении жизни и человека.
Увы! Всё это оказалось лишь незначительным частным случаем, еле различимой крупицей жизненного опыта, устаревающего быстрее очередного выпуска какого-нибудь журнала мод.
Но как бы то ни было, тогда стало над чем поразмыслить, а теперь есть что вспомнить. И это хорошо.