Три этапа становления советского агитпропа

Mar 14, 2015 02:06

Продолжая изучение книги Гурьева "Как закалялся агитпроп". Из шестой главы следует, что становление системы советской агитации и пропаганды происходило в несколько этапов.



1 этап: 1917 - 1919: политодел Реввоенсовета в красной армии

1917 - 1919 вопросами пропаганды занимался секретариат ЦК. Кроме того, шла гражданская война, и большое значение играла агитация и пропаганда в армии.


Армия
В апреле 1918 года было создано Всероссийское бюро военных комиссаров,

- на основе которого через год сформировали Политический отдел Реввоенсовета республики
- В мае 1919 г. того же года его статус повысили до Политического управления РВС республики
Политуправление РККА состояло из нескольких отделов: инспекторско-осведомительного, агитационно-просветительного, литературно-издательского и др.

По положению, утвержденному 8 сентября 1920 г., в ведение ПУРа входила «вся политическо-просветительская и агитационная работа в Красной Армии и Флоте».
2 этап: 1919 - 1920: информационный отдел ЦК

Апрель 1919 - создан информационный отдел (занимался в т.ч. агитационно- пропагандистская работа.

В начале 1920 г. он был преобразован в информационно-статистический, а в конце того же года ликвидирован.

В июле 1919 г. был образован отдел по работе в деревне.

В сентябре 1919 г. сформировался отдел по работе среди женщин.



3 этап: 1920 - 1923: агитпроп и политпросвет

В декабре 1919 г. на VIII Всероссийской конференции РКП (б) было внесено предложение о создании агитационно-пропагандистского отдела ЦК, которое было затем утверждено резолюцией IX съезда и реализовано в июне 1920 г.

В положении, утвержденном Оргбюро ЦК 27 ноября 1921 г., говорилось, что посредством агитпропотдела Центральный комитет партии «организует, объединяет и руководит всей устной и печатной агитационной и пропагандистской работой РКП».
Стратегические и тактические директивы этот отдел получал от высших партийных органов или непосредственно от лидеров партии.

В 1922-1923 гг. секретарем ЦК, курирующим в том числе агитпропотдел, был Валериан Куйбышев. Еще до своего назначения в 1922 г. генеральным секретарем ЦК РКП (б) большой интерес к работе агитпропотдела проявлял Иосиф Сталин. Разумеется, высшим авторитетом в области идеологии и организации пропаганды был сам Ленин, являвшийся председателем Совета народных комиссаров и членом Политбюро ЦК. Также большое влияние в этой сфере имели представители старой партийной гвардии - Л. Д. Троцкий, Г. Е. Зиновьев, Н. И. Бухарин, А. В. Луначарский, Л. Б. Каменев и др.
Агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП (б) в 1920- 1923 гг. возглавляли Р. П. Катонян, Л. С. Сосновский, А. С. Бубнов, С. И. Сырцов. В состав коллегии агитпропа входили представители отделов ЦК, Наркомпроса, Политуправления РККА, ЦК Коммунистического союза молодежи и др.

Отдел имел подотделы: агитационный, пропагандистский, печати, издательский и нацменьшинств.

При подотделах национальных меньшинств существовали секции по некоторым национальностям, которые вели агитацию и пропаганду на местных языках.
Ему подчинялись агитпропотделы при губернских и уездных комитетах партии. Их оперативная деятельность включала в себя
  • подбор идеологических кадров
  • составление и рассылку руководящих циркуляров партийным организациям
  • проведение съездов работников печати и культурно-просветительских учреждений
  • анализ деятельности редакций газет и др.

Особенно важная роль отводилась подотделам пропаганды. Они занимались постановкой устной и печатной пропаганды, созданием сети партийных учебных заведений, осуществляли контроль за состоянием преподавания политграмоты во всех учебных заведениях.

При этом агитпропотделы комитетов РКП (б) руководили работой государственных и общественных органов: политико-просветительных комитетов при губернских и уездных отделах народного образования (политпросветов), культотделов исполкомов советов, профсоюзов и др.

Наиболее важную роль среди них играли политпросветы со своим центральным органом - Главным политикопросветительным комитетом республики при Народном комиссариате просвещения. Главполитпросвет был учрежден как особый главк Наркомпроса декретом Совнаркома, разработанным на основе указаний Ленина и подписанным им 12 ноября 1920 г.

Целью этого органа было ведение политико-воспитательной и культурно-просветительной работы среди населения. Система политпросветов имела свою сеть клубов, библиотек, изб-читален, советско-партийных школ, агитпунктов, школ политграмоты, пунктов по ликвидации безграмотности, красных уголков и т. д. Первоначально Главполитпросвету были подчинены также и политорганы армии и флота. Бессменным председателем Главного политико-просветительного комитета на всем протяжении его десятилетнего существования являлась супруга Ленина Надежда Крупская. На ответственные должности в политпросветах на всех уровнях назначались, как правило, члены РКП (б). В июне 1930 г. Главполитпросвет был реорганизован в сектор массовой работы Наркомпроса.

Важнейшим документом для становления всей большевистской системы агитации и пропаганды являлась резолюция Х съезда РКП (б) «О Главполитпросвете и агитационно-пропагандистских задачах партии». Она  определяла отношения внутри подразделений, то есть между партийными агитпропотделами и советскими политпросветами, а также идеологическими органами в профсоюзных, комсомольских, военных и иных организациях.

Здесь закреплялась руководящая и направляющая роль партии в сфере всей идейно-политической работы советского государства. Агитационно-пропагандистский отдел ЦК стоял на вершине пирамиды и управлял всей системой согласно директивам высших органов РКП (б). Главполитпросвет с его вертикалью объявлялся «прямым аппаратом партии в системе государственных органов». В свою очередь он объединял свою работу с комсомольской организацией, культурно-просветительными отделами профсоюзов, женотделами, политотделами РККА, другими организациями. Вся работа должна была осуществляться в соответствии с «общегосударственным планом».

Политпросветам отводилась работа среди всей непартийной массы и всемерная помощь партийным органам в деле поднятия идейно-политического уровня коммунистов.

Также резолюция указывала: «Для успешного выполнения основной своей задачи - массовой коммунистической пропаганды и агитации - Главполитпросвет должен приобрести гибкость партийного аппарата, чуткость к запросам масс, подвижность, соединяя эти качества с систематичностью, точностью, быстротой и работой по известному плану. Кроме ударности снабжения работников Главполитпросвета и всех его аппаратов это может быть достигнуто лишь при переводе на политико-просветительную работу достаточного количества ответственных членов партии, имеющих достаточный опыт в агитационно-пропагандистской работе. Для достижения той же цели и во избежание создания кадра узких спецов политработы, оторванных от атмосферы общепартийной деятельности, необходим систематический перевод работников Главполитпросвета на общепартийную работу и возвращение их обратно при непременной замене выбывающих новыми кадрами из работников партийных организаций»
Несколько позже было издано специальное положение о взаимоотношениях агитпропотдела ЦК РКП (б) с Главполитпросветом.

Партийному органу предписывалось намечать общий план агитационно-пропагандистских компаний, давать заключение после его детальной разработки в Главполитпросвете, участвовать во всех комиссиях по его реализации.

ЦК агитпроп: намечает план
Политпросвет: прорабатывает план
ЦК агитпроп: дает заключение.
Политпросвет: выполняет план
ЦК агитпроп: участвует в комиссиях.

С ноября 1921 г. ЦК рекомендовал практику совмещения должностей на губернском и уездном уровнях заведующего агитпропотделом и политпросветом в одном лице уже как постоянную.

Совещание секретарей областных бюро, обкомов и губкомов РКП (б) (декабрь 1921 г.) приняло постановление «Об организации постоянной связи и информации ЦК РКП (б) с губкомами» и подробную «Схему информационной работы».

агитпроп, конспект

Previous post Next post
Up