Преемственность коммунистической идеи (от Маркса до Ленина)

Jan 30, 2016 13:20



Как развивалась коммунистическая идея? Что происходило с этой идеей от момента ее зарождения и до сегодняшних дней? Хотелось бы копнуть этот вопрос.

Я уже начал его разрабатывать в цикле статей «О коммунизме и примитивизме». Большинство людей даже с левыми взглядами имеют очень смутное, зачастую сильно искаженное представление о коммунизме.

А разобраться обязательно надо, и обязательно самому. Потому что иначе вы станете жертвой обмана разного рода проходимцев, которые под видом коммунизма подсунут вам нечто совершенно другое.

Когда Маркс говорит о коммунизме, он говорит вовсе не о том, чтобы иначе «поделить куски» (привет Юлину). И не о том, чтобы каждому дать как можно больше благ («каждому по потребностям»). В экономико-философских рукописях 1844 года Маркс говорит о коммунизме, как о преодолении отчуждения человека от собственной человеческой сущности. Человек раскрывает свою сущность в свободном (творческом) труде, в развитии своей физической и духовной энергии. В отличие от животного, человек не предопределен своими низшими потребностями.



Маркс утверждает, что капитализм создает для большинства людей чудовищные условия, которые низводят человека до придатка к машине. Рабочий занят тяжелым однообразным трудом, который истощает его физические силы. После рабочего дня человек выжат, как лимон, и почти лишен возможности духовного роста. По сути, человек низведен до животного состояния. Он живет своими низшими потребностями и труд его не свободен.

Причину отчуждения Маркс видит в эксплуатации рабочих собственниками-капиталистами. Все, что с этим связано Маркс блестяще разъясняет в своем произведении «Капитал». Очень подробно, доказательно, подкрепляя множеством примеров. Он эту проблему эксплуатации разбирает буквально по косточкам.

В 1847 году Фридрих Энгельс разработал «Проект коммунистического символа веры», который можно считать прообразом коммунистического манифеста. Энгельс пишет:

«Вопрос 2. Какова цель коммунистов?
- Преобразовать общество так, чтобы каждый его член мог совершенно свободно развивать и применять все свои способности и силы, не посягая при этом на основные условия этого общества;
Вопрос 3. Как вы намерены достигнуть этой цели?
- Путем уничтожения частной собственности место которой займет общность имущества».
Маркс немало пишет о частной собственности, потому что считает, что частная собственность является причиной отчуждения. Тут важно понимать, что есть цель, а что есть средство. В центре марксизма находится не вопрос о переделе собственности, а гуманистическая идея о человеческой эмансипации - освобождение от отчуждения. В коммунистическом манифесте Маркса и Энгельса, 1848 год, сказано:

«На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».

На смену буржуазного общества должно прийти общество коммунистическое, ключевой чертой которого Маркс называет не вопрос собственности или увеличения благосостояния, а свободное развитие каждого! Будь у вас в обществе хоть какой уровень благосостояния, но если все это служит не развитию, а бессмысленной расслабухе и удовлетворению низших потребностей, то это никакой не коммунизм (привет мифу о социализме в Швеции).

Развитие коммунистической идеи мы находим в трудах зятя Маркса - Поля Лафарга. В произведении, которое называется «Право на леность», 1905 год, Лафарг подмечает интересную черту капиталистического общества:

«Великая проблема капиталистического производства заключается не в том, чтобы найти производителей и удесятерить их силы, но в том, чтобы открыть потребителей, возбудить их аппетит и привить им искусственные потребности...
Все наши товары подделываются для облегчения их сбыта и сокращения их существования. Наша эпоха будет названа веком фальсификации, как первые эпохи человечества получили названия каменного века, бронзового века от характера их производства».
Оказывается, эти черты капитализма отметил еще Лафарг сто лет тому назад.


Поль Лафарг пишет о том, что человечество производит большое число ненужных вещей. Более того, Лафарг порицает работягу, который все время занимается только лишь производительным трудом. Прирост производительных сил в обществе должен происходить не за счет таких работяг, а за счет тех совершенствования машин.

«Разве рабочие не могут, наконец, понять, что, обременяя себя трудом, они истощают свои силы и силы своего потомства; что, изнуренные, они преждевременно становятся неспособными к какому-либо труду; что, поглощенные и одурманенные своей страстью, они уже не являются больше людьми, а представляют только обломки человека; что они убивают в себе все лучшие способности, и все это из-за яростной страсти к труду?»
«Будем работать, будем работать, чтобы увеличить национальное богатство». О, идиоты! Именно потому, что вы так много работаете, промышленная техника развивается так медленно. Прекратите ваш крик и выслушайте одного экономиста; это не блестящего ума человек, это только господин Л. Рейбо: «Условия труда регулируют перемены в методах производства. Ручной труд употребляется, пока он дёшев; его начинают сокращать, как только он становится дороже».

«Чтобы заставить капиталистов совершенствовать их машины из дерева и железа, нужно повысить заработную плату и уменьшить рабочее время машин из костей и мяса».
Также как и Макрс, Лафарг пишет об отчуждении рабочего, и одна из основных мыслей работы «Право на леность» заключается в том, что рабочим надо добиваться значительного уменьшения продолжительности рабочего дня.


Развитие коммунистической идеи происходит в работах Ленина. Приведу отрывки из выступления Ленина на 3 всероссийском съезде российского коммунистического союза молодежи, 1920 год:

«Именно молодежи предстоит настоящая задача создания коммунистического общества. Ибо ясно, что поколение работников, воспитанное в капиталистическом обществе, в лучшем случае сможет решить задачу уничтожения основ старого капиталистического быта, построенного на эксплуатации. Оно в лучшем случае сумеет решить задачи создания такого общественного устройства, которое помогло бы пролетариату и трудовым классам удержать власть в своих руках и создать прочный фундамент, на котором может строить только поколение, вступающее в работу уже при новых условиях, при такой обстановке, когда нет эксплуататорского отношения между людьми».

«Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое, т. е. коммунистического общества».

«Старая школа заявляла, что она хочет создать человека всесторонне образованного, что она учит наукам вообще. Мы знаем, что это было насквозь лживо, ибо все общество было основано и держалось на разделении людей на классы, на эксплуататоров и угнетенных».
«Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».
Фактически именно Ленин поставил перед советскими коммунистами задачу воспитания нового человека. Новый человек - строитель коммунизма - должен овладеть всеми богатствами человечества - наукой, культурой, философией. Огромную роль, которую большевики придавали образованию и культуре, мы находим в Резолюции VIII съезда РКП(б), 1919 год:

«Общее образование - школьное и внешкольное (включая сюда и художественное: театры, концерты, кинематографы, выставки, картины и пр.), стремясь не только пролить свет разнообразных знаний в темную деревню, но, главным образом, способствовать выработке самосознания и ясного миросозерцания, - должно тесно примыкать к коммунистической пропаганде. Нет таких форм науки и искусства, которые не были бы связаны с великими идеями коммунизма и бесконечно разнообразной работой по созиданию коммунистического хозяйства».

Это были не просто слова, это суть той эпохи, когда даже на войну красноармейцы ходили с библиотеками, а обязанностью комиссаров было культурное просвещение бойцов. Вопросы образования и воспитания выходят в социалистическом обществе на первое место. В статье «Странички из дневника», 1923 год, Ленин подчеркивает огромную роль учителя:

«Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе»
Еще одна Ленинская работа, о которой стоит упомянуть, называется «Детская болезнь «Левизны» в коммунизме», 1920.

«Капитализм неизбежно оставляет в наследство социализму, с одной стороны, старые, веками сложившиеся, профессиональные и ремесленные различия между рабочими, с другой стороны, профсоюзы, которые лишь очень медленно, годами и годами, могут развиваться и будут развиваться в более широкие, менее цеховые, производственные союзы (охватывающие целые производства, а не только цехи, ремесла и профессии) и затем, через эти производственные союзы, переходить к уничтожению разделения труда между людьми, к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать. К этому коммунизм идет, должен идти и придет, но только через долгий ряд лет».
(Продолжение: Преемственность коммунистической идеи (от Маркса до Ленина))

коммунизм, Ленин, маркс

Previous post Next post
Up