Ранее мы уже разобрали миф об анти-патриотизме Салтыкова-Щедрина и Сэмуэла Джонсона. Теперь мы разберем миф о высказываниях еще одного автора - американского писателя Марка Твена.
Анти-патриоты любят цитировать высказывание «Душа и суть того, что обычно понимают под патриотизмом, есть и всегда была моральная трусость».Это отрывок из записной книжки Марка Твена. Как и в случае с Джонсоном, имеет место манипуляция: фраза писателя вырвана из контекста. Марк Твен в записной книжке не ограничился одной фразой, а написал небольшое рассуждение. Давайте познакомимся с ним. На русском языке я не нашел готового перевода, поэтому сделал его самостоятельно.
Перевод: «Патриот поначалу - всего лишь мятежник. Сначала патриот - человек дефицитный, храбрый, ненавистный и презираемый. Когда его дело преуспевает, робкие люди присоединяются к нему, потому что теперь быть патриотом стоит недорого. Душой и содержанием того, что принято считать патриотизмом, всегда была моральная трусость.
В любом опасном общественном кризисе общее стадо не озабочено чьей-то правотой или неправотой, оно всего лишь стремится быть на стороне победителя.
На Севере перед войной человека, выступавшего против рабства, «патриоты» презирали, подвергали остракизму и оскорбляли. Затем, постепенно, «патриоты» перешли на его сторону, и с тех пор его отношение стало считаться патриотизмом.
Есть два вида патриотизма - монархический патриотизм и республиканский патриотизм. В одном случае правительство и король имеют право передавать вам свои представления о патриотизме. В другом случае ни правительство, ни весь народ не имеют права диктовать человеку, каким должен быть его патриотизм. Евангелие монархического патриотизма гласит: «Царь не может делать ничего плохого». Мы позаимствовали этот принцип со всем его раболепием, с несущественными изменением в формулировке: «Наша страна [не может делать ничего плохого], права она или не права!» Мы выбросили самое ценное качество, которое у нас было: право человека противостоять как флагу, так и стране, когда он сам считает их неправыми. Мы отбросили это - вместе с тем, что было действительно порядочным в этом гротескном и смехотворном слове «патриотизм».
[Оригинал]«A Patriot is merely a rebel at the start. In the beginning of a change the patriot is a scarce man, and brave, and hated and scorned. When his cause succeeds, the timid join him, for then it costs nothing to be a patriot. The soul and substance of what customarily ranks as patriotism is moral cowardice and always has been.
In any civic crisis of a great and dangerous sort the common herd is not privately anxious about the rights and wrongs of the matter, it is only anxious to be on the winning side.
In the North, before the war, the man who opposed slavery was despised and ostracized, and insulted. By the "patriots." Then, by and by, the "patriots" went over to his side, and thenceforth his attitude became patriotism.
There are two kinds of patriotism -- monarchical patriotism and republican patriotism. In the one case the government and the king may rightfully furnish you their notions of patriotism; in the other, neither the government nor the entire nation is privileged to dictate to any individual what the form of his patriotism shall be. The gospel of the monarchical patriotism is: "The King can do no wrong." We have adopted it with all its servility, with an unimportant change in the wording: "Our country, right or wrong!" We have thrown away the most valuable asset we had:-- the individual's right to oppose both flag and country when he (just he, by himself) believed them to be in the wrong. We have thrown it away; and with it all that was really respectable about that grotesque and laughable word, Patriotism».
Можно ли сказать на основании этой записи, что Марк Твен выступает против патриотизма? Разумеется, нет! Даже с учетом его критического отношения Твена к «стадному» патриоту, которого писатель обличает, как труса, мужественный патриотизм «мятежника» он поддерживает. Выходит, что и здесь анти-патриоты снова попали впросак.
Следует сделать небольшое пояснение про Марка Твена и описываемого им патриотизма «мятежника». Дело в том, что Твен был противником рабства. В романе «Приключения Гекльберри Финна» писатель показывает нравы южан-рабовладельцев, причем делает это довольно резко для своего времени. Один из главных героев книги - - беглый раб Джим. Марк Твен показывает по-человечески с хорошей стороны (вспомните, как Джим остается помогать раненому Тому Сойеру, несмотря на то, что понимает, что теряет свободу). Произведение вышло в 1884 году и, несмотря на то, что с момента окончания гражданской войны и освобождения негров прошло уже почти двадцать лет, роман встретил холодный прием в Америке. На автора обрушился целый шквал критики. В этом смысле Марк Твен оказался в роли «патриота-мятежника», который стремится донести до общества правильную идею.
Также как и Салтыков-Щедрин и Джонсон, Марк Твен разделяет патриотизм на правильный («республиканский») и неправильный («монархический»). Писатель категорически отрицает упрощенную формулу ура-патриотизма: «наших нужно поддерживать только потому, что они наши». Твен отстаивает право патриота идти против «наших» ради блага страны в его личном понимании этого блага.
Позиция Марка Твена в отношении патриотизма напоминает позицию Салтыкова-Щедрина. Также как его американский коллега, Салтыков-Щедрин критиковал примитивный ура-патриотизм, и считал допустимым для патриота бороться с ложным общественным настроением. Но есть отличие. Салтыков-Щедрин утверждает, что патриотом движет любовь к родине, а у Марка Твена явно проговорено лишь о стремлении к правде. Но без любви даже правда может быть разрушительной. Да и не найдешь без любви у разных «правд» общего знаменателя.
Кроме того, я думаю, что массовый патриотизм советских граждан времен Великой Отечественной войны наглядно опровергает тезис Марка Твена о том, что патриотами могут быть единицы, а остальные подтягиваются, когда это безопасно. Напротив, советские люди массово уходили добровольцами на фронт, создавали партизанские отряды совсем не потому, что это было безопасно, а потому что любили отечество.
По мнению Марка Твена, патриот руководствуется личными представлением о благе, и может противопоставить себя стране. С этим я тоже не могу согласиться. Я считаю, что патриот может противопоставлять себя заблудившемуся большинству, но не народу; может противопоставить себя власти, но не стране. Противопоставления себя стране есть проявление гордыни.
В качестве примера я могу привести Фрица Ганса Вернера Шменкеля. Это немец, который в 1941 году добровольно дезертировал из армии нацистов к советским партизанам, и помогал им сражаться против вторгшихся в Россию захватчиков. В 1944 году немцы пленили его и расстреляли. Это очень непростой нравственный выбор - воевать против своих соотечественников, добиваясь поражения Германии в войне. Но ситуация была именно такой, когда это допустимо. Потому что правительство нацистов и руководимая им немецкая армия были силами инфернальными. Это понимал любой человек, сохранивший совесть и ясную голову вопреки пропаганде нацистов. Шменкель был далеко не единственным немцем, который боролся с властью нацистов в Германии. В движении сопротивления принимали участие немецкие коммунисты, социалисты и беспартийные. Были военные, которые добровольно сотрудничали с советской разведкой, и передавали ей секретные сведения. Можно ли сказать, что нравственные ценности, которыми руководствовались участники антинацистского подполья, были совершенно чужды немецкому обществу? Нет, конечно. Поэтому, нельзя говорить, что Шменкель противопоставил себя стране и народу.
Как сказал И.В. Сталин: «Было бы смешно отождествлять клику Гитлера с германским народом, с германским государством. Опыт истории говорит, что гитлеры приходят и уходят, а народ германский, а государство германское остается».