Раз пальцовка, два пальцовка...

Dec 12, 2012 21:45

Про развитие мелкой моторики часто и много говорят на родительских ресурсах, но в музыкальное (и общее, кстати) образование тема, в общем, не проникла. Ну, лепка и прочие "мы писали-писали, наша клавиатура запылилась" не в счет.
Кстати, клавиатура и курсы скорописи для поколения индиг сделали, пожалуй, не меньше, чем некоторые другие вещи, о которых я попытаюсь говорить здесь. )

искусство, музыка

Leave a comment

burduh December 13 2012, 09:24:04 UTC
Надо сказать, что очень многие упражнения для фортепиано, по сути, являются теми же мудрами, но разложенными на клавиатуре. И далеко не все преподаватели фортепиано закостенели. Я же отнюдь не призываю сии записки сделать стандартом Минобразования)

Мозг развивается от разного, я думаю, что тут имела место совокупность факторов.

Пальцевые упражнения музыканту нужны для понимания возможностей собственного тела-духа. На сугубо прагматическом уровне - для техники и контроля над пальцами. На чуть более продвинутом - для поддержания здоровья. На совсем продвинутом - для баланса и соединения с энергией Вселенной)

Сольфеджио - примерно то же, но в случае связок/тела. Тут много отличного можно найти в методиках по поиску "внутреннего звука" (мне лично понравился у Хамеля раздел, где он довольно толково и подробно это излагает). Увы, не все люди рождаются с адекватным контролем собственного тела, и далеко не всем удается его выстроить в первые годы жизни.

Про пропаганду культур. Я не занимаюсь пропагандой национальных культур вовсе. Я занимаюсь рассказом об интересных техниках. На всем Востоке аналоги есть - у японцев тема шиацу шикарная, у китайцев свои заморочки, у суфиев - четки.

На Западе, который помоложе, можно поприсматриваться к изображениям святых на иконах, например: http://www.vidania.ru/picture/sergieva/icon_maksim_grek_640x903.jpg . Или еще: http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/varvara/iona14.jpg .

Аналогии, разумеется, есть. Их просто нужно искать, поскольку на поверхность системы образования сегодня вынесено несколько другое.

По поводу аналогий с сольфеджио. Разделение музыки на теорию и практику - это очень западный, аналитический подход. Йога или ушу, к примеру, или брейкданс, или мудры - это интегральные практики. Ну вот нельзя асаны делать просто ради "гимнастики". Можно, то есть, но толку от этого... То же и с сольфеджио. Как правильно заметил как-то, кажется, Стас Микоян, "пусть репетирует тот, кто не умеет играть")

Сольфеджио, мудры - да, это динамически-линкуемые библиотеки звучаний, движений. Но каждое движение само по себе уже красиво и самостоятельно (это, правда, не ко всем учебникам сольфеджо относится, но это современная практика).

Reply


Leave a comment

Up