Смех в культуре занимает, без сомнения, важное место. В свое время мне попалась вполне серьезная телега про STYOB - social technology for yanking ontological barriers - общественную технологию слома онтологических барьеров. Там было про ЦРУ, Чака Берри и всякое такое, что обычно пишут в газетах околоканареечного цвета. Но мысль понравилась.
Потом, как водится в окологуманитарных кругах, был Умберто Эко с "Именем Розы", Луркоморье и прочая интернет-байда.
И годы опыта в троллинге, эстетике сомнения, скепсиса и, быть может, некоторого цинизма. Разумеется, прикладная теория относительности, развернувшаяся в 90-е годы для широкого круга зрителей, задавала движение в сторону вечного постмодернизма.
Тема смеха - обсуждается до сих пор. Методы переворота действительности при помощи пары предложений (часто заготовленных) или вопросительного знака известны большинству представителей несистемной оппозиции среднего школьного возраста. Типа возьми от жизни все.
Понятно, что был какой-то интерес к размытой предметной области, которая в книжных магазинах обозначается философией и эзотерикой. У кого не было?
Из потока всей этой взвеси кое-что процедилось. Желающие могут вынести сие на защиту:
1. Нейронные сети (механизм принятия решений) формируются на основе обработки информации среды в процессе восприятия. На уровне эстетики и этики это класс непостижимо-безобразного (внутри которого существует подкласс смешного, собственно-безобразного и т.п.). На уровне примитивного математического анализа, безобразное (бесформенное, хотя тут я уже неаккуратен в терминах) - остаточное, не объясненное моделью. Ну вот как, к примеру взяли мы геоид и обозвали его эллипсоидом, а те обрезки теста, что остались, скормили кошке, поскольку людям мы хотим подать оформленный, круглый блин. Безобразное (и в т.ч. смешное) - вот эти обрезки и есть. С т.ч. зрения простой математики опять же, оные обрезки содержат информацию. Просто эта та информация, которую мы на данном уровне не в состоянии включить в модель или использовать полезным образом.
2. Результатом работы сформированных сетей является предсказуемое (только в теории), определяемое конечным числом факторов поведение. Но среда-то непрерывно и бесконечно изменчива. Потому эволюция не может позволить себе подобного чистоплюйства. Для нее все фломастеры хороши, и она пробует разные мазки. Так возникает темная сторона силы. Юмор - это способность нейронных сетей использовать информацию, поданную в незначительных количествах (там в модели, короче, гистерезис, но не суть).
3. Традиции мышления, соответственно, МОЖНО (не значит, что нужно) классифицировать на те, которые включили юмор в сознательные практики, и те, которые его сторонятся, табуируют. Сюда еще пару-тройку измерений добавить и рисовать соответствующий континуум (коллеги залюбят сразу). Ну или пару-тройку кубов диаграммы пустить по Венну, это сейчас тоже мимими в гуманитарных вузах.
4. Здесь уже решаем задачу классификации собственно юмористически-положительных систем мышления. Поскольку человечество исторически практиковало дискретную эволюцию во времени и пространстве, образовалось немалое количество рендеринга-вариативного прочтения одних и тех же данных. Ну, это я про национально-географический колорит и про дух времени. Тут можно легко пару-тройку крутых и интересных глав о схождениях-расхождения с выводами о конвергенции сделать. Включить непременно: суфиев, японский театр, ведический юмор, русские заветные, сказки и прочих гаргантюанистых понт-агрюэлей)
5. Собственно, после анализа начинаем обобщение - кристаллизацию. Киники здесь могут служить, как близкая тема, точкой сборки. В итоге должен получиться надежный обзор используемых техник.
6. Практическая часть: описание модели в терминах DFD. Акцент на принципы работы черного ящика. Целесообразно провести часть анализа с применением аппарата теории игр: как стебная стратегия нейтрализует другие стратегии, и где ее, стебной стратегии, пределы. Смотрим, опять же, широко. Матмодель по вкусу (сделаешь - тебя вообще в полубоги местной гуманитарной ячейки АН изберут). Для иллюстраций рекомендую использовать материал тоталитарных сект - они обычно преуспевают в высмеивании (я бы это назвал эрозией) ценностей, выжигая пространство для собственных мемов.
7. Методические рекомендации по внедрению техник в образовательный процесс. Как информация про смешное-киническое изменит образование в общественных и гуманитарных науках (описывай холистично, весь процесс).
Ну вот как-то так, очень набросками. Вопросы/интерес будут - пиши.