Как и большинство людей, я склонен к крайностям. Одним из проявлений этого свойства, является формула «или я веду, или меня ведут». Поэтому, если какую-нибудь поездку или поход организовывает кто-то другой, я зачастую даже на карту не смотрю - едем и едем, какая разница, где это находится.
В 2006 году мы засобирались сплавляться на Кавказ. Руководителем пригласили Олега, который был на Кавказе сто миллионов раз. Проработкой маршрута рьяно занялся Леша. В общем, беспокоиться было не о чем, я знал только названия рек и ничего больше.
Нужно знать Лешу, он не любит делать как все. И надеюсь, эта черта характера не распространяется на лечение зубов, потому что он стоматолог. В наш маршрут он включил речку Маруху. Не знаю, откуда получила свое название река, а на бандитском наречии «Маруха» обозначает что-то вроде «женщина банды».
Лешик нашел Маруху на карте, в интернете упоминаний, что по ней кто-то сплавлялся, не было, и этого факта хватило, чтобы в его душе завибрировала исследовательская жилка.
В общем, однажды наступил день, когда наш грузовик, набитый каякерским снаряжением и нами, начал свой неторопливый подъем вдоль вышеупомянутой Марухи.
Транспорт у нас был знатный. База от какой-то военной машины, мотор - от трактора Беларусь, кабина еще от чего-то, а крытый кузов вообще самодельный, усиленный поверху специальными металлическими дугами, чтоб на крыше можно было лодки перевозить. На кочках нас сильно подбрасывало, и наши непутевые головы об эти дуги больно стукались, поэтому ехать приходилось в касках.
Ехал этот мастодонт небыстро, зато неотвратимо. Несколько раз дорогу нм преграждали канавы шириной 1.5-2 метра - ручьем сошла дождевая вода и ехать невозможно. В таких случаях наш грузовик объезжал рытвину, взбираясь под довольно опасным углом вверх по склону.
Сергей, наш водитель и автор сего дивного механизма, демонстрировал небывалый профессионализм и выдержку. Колеса со стороны реки нередко соприкасались с дорогой лишь наполовину, а вторая половина висела над пропастью. Чтоб не видеть этого зрелища и не портить себе нервы, мы старались лишний раз из кузова не выглядывать.
Потратив полдня на подъем, мы остановились на ночлег на живописной поляне, окруженной соснами. После ужина было еще светло, и, покинув своих товарищей в лагере, я отправился прогуляться по окрестностям.
Через некоторое время лес уступил место лугам. Неподалеку стоял деревянный одноэтажный дом, многие окна были без стекол. Дом выглядел нежилым.
Залаяла собака, из дома вышел невысокий парень. Звали его Аслан. Он предложил мне зайти выпить айрана. Поблагодарив, я вежливо отказался, сославшись на то, что недавно плотно поужинал. На лице Аслан отразилось удивление, он сказал, что в горах не принято отказываться от гостеприимства хозяев, нехорошо это.
Мы прошли в дом. Дядя Аслана, пастух, куда-то уехал, и Аслан прибыл из Зеленчука присмотреть за отарой овец. А отары, надо признаться, здесь знатные, по 2 тысячи голов. И, конечно же, ему здесь было очень скучно: кроме пограничников здесь никто не бывает. На днях ему повстречались две девушки с рюкзаками, но они наотрез отказались с ним общаться и удрали.
Отведав айрана, я вспомнил, что до сих пор так ни разу и не взглянул на карту Кавказа.
- Послушай, Аслан, а кто живет по ту сторону перевала?
- Ванаты.
- Нет, ты не понял, там должна быть Абхазия или Грузия.
- Ванаты.
- Аслан, там может быть только Грузия или Абхазия, ну, в крайнем случае, Россия. Так кто же там?
- Там живут ванаты - упорствовал Аслан.
Тут я окончательно потерял терпение и рассердился. И как оказалось зря. В результате дальнейших расспросов выяснилось, что высоко в горах действительно живут ванаты. Они сами по себе, ни к кому себя не относят, ни к России, ни к Грузии, ни к Абхазии. Они и раньше жили независимо: и при царской России и при Советском Союзе. Промышляют охотой и торговлей оружием. Малочисленный горный народ, о котором я никогда прежде не слышал.
Беседа продолжалась. Места здесь хорошие и дядя Аслана хочет построить здесь отель для туристов. Да вот беда, туристы сюда как раз и не доберутся, дорогу регулярно размывает, проехать могут только военные тягачи и лесовозы, и то не всегда.
В 90-х годах в этих местах было довольно весело. Иногда из Грузии или Абхазии приходили вооруженные люди и силой угоняли отары. Сейчас все цивилизованно: приходят, платят. И тогда и сейчас отары уводят через высокогорные тропы, стороной обходя пограничные заставы. Местные жители в свои конфликты государство не вмешивают. В 90-х был характерный случай, когда жителей одного поселка люди в черных масках поставили под автоматы, после чего увели весь скот. Две недели пострадавшие вычисляли обидчиков, затем пришли и вырезали все селение, в котором те проживали. В органы правопорядка никто не обращался.
Поблагодарив за угощение, я попрощался с Асланом и вернулся в лагерь. На следующее утро нам предстояло еще полдня трястись в грузовике.
Виды Мапухи. Фото коллег по цеху.