Как я уже писал, в апреле-мае 2011 г.
мы совершили путешествие по Восточной Турции, а так же заехали в Северный Ирак, Нахичевань и Иран. Здесь описаны наши злоключения приключения в Нахичевани. Получилось немного объемно. Кому лень читать много текста или кому покажется неинтересным начало, можно начать читать отсюда:
КГБ против Чужого. Нахичеванский детектив. Часть2.
.
Эпилог
Забегая вперед, скажу - в Нахичевань, по моему мнению, ехать и не стоит. Нечего там делать. За те же деньги в других странах можно провести время гораздо интереснее и насыщеннее. Единственное, нас сильно порадовало местное КГБ. Благодаря этой уважаемой организации, скучное путешествие превратилось в занимательный квест.
Зачем нас понесло в Нахичевань? Точно даже не скажу. В Сирию нас не пустили - завернули без объяснения причин, обратно в Турцию. Ливан, соответственно, тоже накрылся медным тазом. Исходя из сложившейся ситуации, развлекались, как могли, посещая приграничные с Турцией страны.
Нахичевань - кусок Азербайджана, отделенный от «мамки» Арменией. У них автономия - своя конституция и правительство. «Нахичевань» - часто используется одно название, как столицы, так и для всей автономной области.
Азербайджанская денежная единица дороже доллара ($1 доллар=0.8 манат) и подкреплена хорошими запасами бакинской нефти. Все что нужно, в Нахичевань поставляют с «материкового» Азербайджана через территорию Ирана с помощью железной дороги и нефтепровода. В длину автономия около 200 км, население - 400 тыс. чел. Азербайджанский язык это, фактически, тот же турецкий, отличается, в основном, написание.
Нормальные туристы в Нахичевань обычно не попадают. С Арменией граница закрыта вследствие межнационального конфликта. А специально совершать перелет из Баку в непонятную Нахичевань - больно кому надо. Можно, конечно, заехать как мы, через северо-восточную Турцию. Но это, как говорится, из области фантастики, поскольку вышеупомянутый район Турции - тмутаракань и малопосещаемая туристами провинция.
За три дня пребывания в автономии мы не встретили ни одного «европейского» лица.
Граница. Прибытие чужих
Фура пристроилась в хвост длинной очереди грузовиков. Водитель тепло попрощался с нами и сказал, что оплатит нам машину до перехода. Мы поблагодарили и отказались.
Перехода виднелся в 3-5 километрах, но идти оказалось не просто. Огромные автоприцепы, которые стояли четырьмя колоннами до самой границы, чадили адской смесью, непригодной для дыхания.
Я чувствовал себя фантиком от конфеты, который порывом ветра занесло в ведро с мазутом. Пока что цветным и ярким, но который вот-вот утонет и станет частью темной маслянистой жижи. Безвозвратно… задохнусь и останусь здесь навсегда.
Наша маленькая группа здесь была чужеродной аномалией: они были на машинах, а мы пешком; они стояли, а мы двигались; они работали, а мы отдыхали; они служители преисподней, а мы другие. Они здесь свои, а мы чужие.
На нас обращали внимание. Провожали долгими тяжелыми взглядами. Особенно доставалось Даше. Похоже, на всю округу она была единственной женщиной.
Широкими стальными ремнями к брюху многих грузовиков крепились дополнительные баки. Следствие огромной разницы в стоимости бензина. Водители рассчитывают по максимуму заправиться дешевым топливом в Нахичевани.
У турецких пограничников мы вызвали радостное удивление. Туристы здесь нечастые гости. Нас пропустили без очереди и, без какой-либо просьбы с нашей стороны, вписали в машину до азербайджанского перехода, до которого, как оказалось, нужно преодолеть еще километра три.
Вот и Нахичевань. У шлагбаума стоят дядьки пограничники, русского языка не знают, хотя, судя по возрасту, должны были прожить в Советском Союзе как минимум полжизни.
Зашли в помещение.
- Как погода в Нахичевани? - сходу задал вопрос Олег полковнику, что стоял у турникета.
- Погода весенняя - бодро ответил полковник по-русски.
Полковнику было лет сорок пять, гладко выбрит, моложавый. Сопровождал нас, пока мы ходили по окошечкам и оформляли документы. Строение лица и цепкий взгляд вызывали стойкую ассоциацию со Штирлицем. Мое имя офицер он произносил на белорусский манер - «Дзмитрий пройдите туда, Дзмитрий как долго собираетесь пробыть … , Дзмитрий куда направляетесь…».
- Смотрите, какой типаж, сто пудов кгбешник бывший - говорил я в шутку ребятам.
Когда мы вышли за КПП, Даша взбунтовалась.
- Как хотите, а мне нужен туалет. Сейчас.
Наша спутница давно терпела и рассчитывала воспользоваться WC на переходе, но там
его не обнаружилось.
В метрах пятидесяти от шлагбаума стояло какое-то трехэтажное здание. Строгое такое, государственное, с гербом и поднятым флагом. Вот где можно разжиться «на пописать» честному человеку!
В гулком коридоре первого этажа царила атмосфера строгости и официоза. На стенах висели портреты деятелей и вождей. Из открытой двери одного из кабинетов доносился разговор двух очень важных дядек. Важных и пузатых. Разумно рассудив, что наш вопрос относиться к компетенции именно этих чиновников, я быстро направился на голоса, но тут Дашу клемануло. Она выбежала на улицу и в ультимативной форме заявила, что будет терпеть дальше. Уговоры не помогли.
Мы отошли еще метров пятьдесят и стали стопить транспорт. Через несколько минут приехала белая Волга. Спереди, на пассажирском кресле, сидел давешний полковник. Вот удача! Скорее всего, офицер отработал смену и на служебной Волге направляется домой. Так как на КП мы с ним довольно мило пообщались, он наверняка не откажет в такой малости, как подбросить уважаемых гостей в сторону столицы.
Увы. Вместо гостеприимства полковник стал задавать глупые вопросы и предлагать ненужные услуги: и чего мы еще не уехали, и чего мы тут делаем, и чего не сказали, что наша машина отчалила, он бы нас тогда пристроил; и, если хотим, он может нам чего угодно и даже такси организовать. Пока он говорил, мимо проехало целых две фуры. А машин такси, между прочим, возле КП и без его помощи стояло с два десятка.
Затем Волга развернулась и укатила обратно, к границе. Стало быть, специально приезжал. Не понравилось ему что-то в чужаках. Вызываем подозрения.
Фура мчалась по трассе в столицу. Дорога просто идеальная, по бокам зеленые насаждения. Каждое деревце заботливо побелено, обкопано, ухожено. Земля здесь скудная, и местным приходиться прилагать немалые усилия для озеленения окрестностей.
Из головы не шел наш давешний знакомец с его особистким прищуром. В полудреме мелькнула мысль: если полковник позвонит в столицу и попросит присмотреть за нашей веселой компанией, хрен что у них получиться. Уехали от границы мы на одной фуре, а прибудем в другой, в которой сейчас и трясемся. «Встречающие», если таковые будут, с нами не пересекутся.
Столица. Нестандартные менты
Ожидание настраивало на встречу с мощным восточным мегаполисом, вроде Эрбиля в северном Ираке. По факту Нахичевань оказалась небольшим городком, с населением около 80 тыс.
Вышли мы при въезде, возле автовокзала. Последовала неприятная история с поиском гостиницы.
Нас сходу взяли в обработку бравые таксисты и отвели в ближайшую гостиницу. У нас было правило, не заселяться в первом же попавшемся отеле, а осмотреть два-три варианта. Так мы оказались еще в одном месте: в ужасной гостинице «Украина», откуда спешно сбежали обратно к гостинице возле автовокзала. За два часа нашего отсутствия цена изменилась с 45 манат с номера, на 30 манат с человека. Чуть позже мы догадались, что аукнулся наш зачаточный турецкий язык. По-видимому, ранее нам предлагали 45 манат с человека (а не с номера), и в этой цене 15 манат являлись комиссионными для таксистов. Сейчас мы явились без таксистов, и номер «подешевел».
В обеих гостиницах после каждого вопроса администраторы начинали куда-то звонить и раздражающе долго что-то выяснять. Первый же таксист, который нас подвозил, сходу попытался нажухать нас на деньги. Короче, резко подорожавший номер окончательно испортил нам настроение.
Взбешенные, мы обосновались в зале ожидания автовокзала, и нервно решали, что делать дальше. Общее желание - двигать обратно в Турцию, вопрос состоял только в том, делать это прямо сейчас или утром. В Турции и Ираке не проблема найти вменяемый номер за 15-20 баксов с туалетом, душем, телевизором, кондиционером. Время от времени среди недорогих гостиниц попадался даже бесплатный WiFi. Нахичеванская дороговизна и разводы вывели нас из равновесия.
По залу ожидания бродил длинный полицейский, и время от времени пытался с нами пообщаться. Русского он не знал, и мы от него благополучно морозились - «мы тебя не понимайт». Через полчаса он отозвал Олега на улицу. Выглянув следом, я увидел, что Олег стоит возле полицейского газика. Сообразив, что нашего спутника могут без лишнего шума забрать, я устроился для наблюдения таким образом, чтобы присматривать за Дашей в зале ожидания и одновременно держать в поле зрения Олега. Благо стены автовокзала стеклянные.
Дальнейшие события развивались вопреки любым сценариям. Русскоговорящие менты, выяснив у Олега нашу проблему, уехали, нашли нам номер по запрашиваемой нами цене, и забросили нас в гостиницу. За что мы им и благодарны. А тот долговязый, из зала ожидания, еще и озаботился, чтоб нас в обменнике не обсчитали. Во как.
Номер в гостинице «Kartal» стоил 15 манат с чела, вполне приемлемые условия. Нам то и нужна самая малость: душ + 8 часов сна в чистой комнате.
Олег заарканил разговорчивого постояльца и расспрашивал его про достопримечательности автономии. Дядьке уже лет 60. Когда я к ним присоединился, мужик находился уже под шафе, и расшнуровав нараспашку свою широкую азербайджанскую душ, разил нас гостеприимством:
- Иди куда хочешь, делай, что хочешь, бери, что хочешь. Деньги - это тьфу. В магазине покупай, что хочешь, в ресторане заказывай, что хочешь. Деньги - это грязь. А мы-ы, мы человеки!
Рестораны там это святое. Спрашиваешь, кого-либо местного, а чего у вас интересного есть? А тебе и отвечают: ну, ресторан хороший, там, что хочешь есть.
Считается, что г. Нахичевань (Naxçıvan) была заложена в 1500 году до н.э. По распространенной легенде, ковчег Ноя пристал к горе Арарат (расположена неподалеку в Турции, 5137 м) и затем обосновался на территории современной Нахичевани. Отсюда логически следует, что Нахичевань стала первым поселением, основанным после всемирного потопа. Предполагаемая гробница Ноя в Нахичевани была популярным местом паломничества в XIX веке. В Ростове-на-Дону есть армянский район с названием Нахичевань.
На следующее утро, оставив Дашу досыпать в номере, мы с Олегом выдвинулись на поиск и осмотр интерестностей.
Светило солнце. После ночного ливня образовались лужи. Тротуары повсеместно выложены пластинчатым камнем с неровной поверхностью. Даша хоть и путешествовала в кроссовках, при первой же встрече такое покрытие обозвала «убийцей шпилек».
Центр города мы нас не привлекал. Еще вчера вечером, мы рассмотрели, что там нет ничего достойного внимания - советская партийная архитектора, которую накачали деньгами и добились особой азиатской помпезности. Совпомпез. Скукотища.
Нас заинтересовал башенный мавзолей Момине Хатун, который считается одной из основных достопримечательностей Нахичевани.
Мавзолей Момине Хатун (Momine Khatun) построен из кирпича в виде многоугольной башни (10 граней). Стены снаружи снизу до самого верху украшены мозаикой - письменами из Корана. Дата постройки - 1186 г. Высота 25 м. Всю жизнь, считал, что неравные браки, когда жена намного старше мужа, достаточно современное явление. Экскурсоводы рассказали, слезную историю, про то, как местный атабек остался вдовцом и весь в печали отгрохал для жены большой мавзолей. Атабек Джахана Пехлевана был намного моложе жены. Впрочем, через 2-3 года правителя положили рядом с ней. А потом, при СССР приехали правильные археологи, вскрыли склеп, и все драгоценности вывезли в Эрмитаж, где они по сей день и находятся. В Нахичеванской автономии сохранилось четыре подобных башенных мавзолея (+ мавзолей Юсуфа, мавзолей Гюлистан, мавзолей в Гарабагларе), и как минимум один есть неподалеку, на территории Ирана.
Фото Завершив утреннюю прогулку, мы направились в иранское посольство, которое оказалось практически напротив нашей гостиницы. У нас с Олегом возникла идея вернуться в Турцию транзитом через Иран. Одним словом, Даша сильно удивилась, когда проснувшись, узнала, куда мы двинем дальше. Впрочем, чуть позже, в фотоателье, мы удивились уже хором, когда на фото для визы Даша оказалась в платке, покрывающем голову - исходя из требований иранского посольства, сей аксессуар дорисовали в компьютере.
В одной из обменок, я разговорился с кассиром. Отчего-то он подумал, что я приехал на шахматный чемпионат. Тот покряхтел насчет того, что раньше с Арменией были прекрасные отношения, и ездили, друг к другу, в гости без проблем. Согласился, что у них все дорого, и привел в пример Анталию, где «в гостинице за $40 можно поспать, пожрать и поеб*ться». Справедливости ради, стоит отметить, что везде, где мы побывали, Анталия ассоциируется с секс туризмом. И многие мужики хвастались, что у них есть постоянные пассии из России-Украины, к которым они регулярно, примерно, раз в год, ездют на свидание в Анталию. Чего-то славянки на Родине недополучают…
На окраине, покидая город, встретили улицу с большим количеством дорогих, недавно выстроенных, административных особняков. На одних красовались вывески каких-то учреждений и банков, а многие другие, что удивительно, выглядели «пустышками»: безлюдными и неиспользуемыми.
Начало хвоста. Такой полезный хвост
Попутная легковушка подбросила нас до поворота на зиярат Асхаби-Кахф. До городка, за которым он находиться, по разным сведениям, было 2-3-5 километров пути. По словам местных жителей, сей зиярат пользуется особой популярностью у правоверных мусульман. По выходным их большими автобусами привозят из Ирана и Турции.
Зиярат - святое место. Один местный житель рассказал нам про Асхаби-Кахф легенду. Впрочем, слышали мы ее только один раз, и ни я, ни мои спутники не смогли толком ее воспроизвести: «Жил могущественный и богатый падишах. Затем что-то случилось с его благополучной жизнью и все его предали. Осталось только семеро преданных слуг. Под конец снова что-то произошло и за их преданность слуги превратились в семь скал. И если подняться в этом месте в горы, можно узреть глаза Аллаха». Официальная легенда, звучит совсем по-другому: «Семь праведных юношей сбежали от жестокого правителя-идолопоклонника в горы, и заснули в пещере на 300 лет. Проснувшись и обнаружив, что привычный мир вокруг стал другим, они попросили Аллаха забрать их к себе, что и было сделано». Название «Пещера Асхаби-Ках» упоминается в Коране, правда на него претендует несколько мест на планете.
Фото Сопровождение мы заметили не сразу. Белый Жигуленок тащился позади нас, и на совершенно пустынной дороге старался держаться на пределе видимости. В безбрежной вселенной Олега и меня интересовало только движение галактик, поэтому подозрительную машинку первой заметила Даша. Житейские мелочи и незначительные детали, понятное дело, - удел слабой половины человечества. Непристойно, благородным донам, отвлекаться от своих достопочтенных дум...
Продолжение статьи:
КГБ против Чужого. Нахичеванский детектив. Часть2 Фотографии:
1.
Мавзолей Момине Хатун в Нахичевани. 2.
Фото из г. Нахичевань.
Про все путешествие здесь:
Бродим по белу свету: Восточная Турция, Северный Ирак (Курдистан), Нахичевань и кусочек Ирана