Оригинал взят у
snigur в
Высокомерие и "свобода слова"Тут недавно в ленте пробегали статьи о высокомерии, кое-где
капал желчью и я, но сейчас хочется остановиться на ключевых пунктах.
Если порыться в словаре, то высокомерие там соседствует с надменностью, гордыней, гордостью, спесью и т. д. Само слово «высокомерие» кое-что говорит нам о своём значении - это «высокая мерка», завышенная планка, чрезмерная требовательность по отношению к себе и окружающим. Но сама по себе требовательность может быть весьма продуктивным качеством. Раз для высокомерия есть отдельное слово, значит оно несёт собственный смысл.
Для меня высокомерие прочно связано с обезличиванием, расчеловечиванием. Это «высокая мерка» вместе с презрительным отношением к окружающим. Требовательность, обращённая прежде всего вовнутрь, может выглядеть как холодность, снисходительность, но в общении требовательность неминуемо находит мишень во внешнем мире, и к ней присоединяется особое обезличивающее отношение. «Такие как вы не стоят моего внимания» - примерно так я бы описал основное послание, которое транслирует высокомерный человек. Это даже не «ты» и не «вы», и речь не о том, что «я лучше вас», - окружающие люди низводятся до своих личностных характеристик, профессиональных качеств, ценностей и убеждений.
Ценности и убеждения (а также знания, образование, происхождение и пр.) - основной лексикон высокомерия, ему недоступны желания, чувства и эмоции. С позиции высокомерия другой человек перестаёт быть в полном смысле человеком, он становится позицией, ценностью, членом, сторонником, типом личности и так далее, подпадая под одну из бесчисленных искусственных категорий, которые наплодила наша цивилизация. Высокомерие - тот барьер, который отделяет большинство от меньшинства. Но что самое главное, высокомерие отделяет разум человека от его проживающего существа, от его чувств и эмоций, от его интуиции.
На фоне недавних событий в Париже мне хочется провести параллели между высокомерием и «свободой слова», за которую так яростно ратуют определённые круги общества.
(Я беру «свободу слова» в кавычки, потому что этот поганый штамп теперь не имеет никакого отношения к свободе и относится лишь к популизму.) Фактически, «свобода слова» в своём крайнем проявлении означает, что человек сам решает, каким принципам самовыражения соответствовать, сам ставит себе ограничения (или не ставит) - «я свободный человек и могу говорить о чём хочу». Противоположность этому - тоталитарная цензура, когда человек вынужден соблюдать правила, наложенные на него обществом. Оба эти варианта искусственны и уводят нас прочь от нашей человеческой природы. Полагаю, мы давно ушли прочь от своей природы, может быть, с тех пор как Адам съел запретный плод и был изгнан на Землю, а то и ещё раньше. Мы ушли от природы с тех пор, как человек перестал прислушиваться к жизни вокруг, к другим людям, к растениям и животным, и, отказавшись и забыв о природе, начал искусственно создавать себе принципы и правила, которым нужно следовать. Это привело к тому, что человек стал убивать не за еду, не за землю, не за выживание, а за кусок тряпки, за идеологию, за деньги. Высокомерие растёт именно отсюда - оно возводит на пьедестал ценности, идеи и убеждения, абстракции, которым необходимо соответствовать, и обесценивает человеческие переживания, жизнь, чувства, то, чем мы на самом деле живём.
Я вспоминаю одно из занятий по психиатрии, когда мы обсуждали известную старую балладу про вересковый мёд. Суть её вкратце: в тридевятом царстве некий правитель завоевал соседский народ и разбил его войско, но очень он хотел достать рецепт особого напитка на основе вереска, которым был славен этот народ. Взял он в плен местного старика и его сына, говорит, выкладывай рецепт, а не то замучаю. А старик отвечает, мол, я бы выложил, но на глазах у сына не могу, стыдно, ты его утопи в море, я тебе секрет выдам. Правитель сына его убил, а старик говорит, что ему костёр и пытки не страшны, а вот за сына он боялся, и теперь его секрет умрёт вместе с ним. Мы с коллегами обсуждали, кто что думает на тему того, прав ли был старик, позволив убить своего сына за секрет. Мнения всегда разделяются, у всех есть свои аргументы. Но спор в конечном итоге можно свести к тому, что ценнее - жизнь человека или некая абстрактная ценность. Эта дилемма наглядно илюстрирует (хотя и не является на прямую её выражением) картину мира через призму высокомерия.
Высокомерие и «свобода слова» это явления одного порядка. Адепт «свободы слова» ориентируется на некие ценности и убеждения, которые фактически черпает из культуры. Кем создаётся культура? Откуда она берётся? Она создана и поддерживается такими же людьми. Это замкнутая система - сотни миллионов людей учат друг друга мёртвым убеждениям и ценностям из поколения в поколение, но многие из них думают, что их культура уникальна и истинна, и что сами они уникальны в том, что проповедуют истинные ценности - «европейские ценности», «западные ценности» или какие угодно другие ценности.
Высокомерие становится на пути у истинного сопереживания по отношению к другим людям, фактически, оно встаёт на пути у высших проявлений любви. Журналисты не рисовали бы карикатуры на теракты в метро или на духовных лидеров целой нации, если бы обладали всей полнотой осознавания относительно переживаний, которые их креатив может вызвать у людей. Не было бы террористов и не было бы их организаторов, если бы они могли по-настоящему осознавать и проживать те эмоции, которые вызовут их деяния у других людей. Если бы человек обладал полнотой осознавания и мог сопереживать своему оппоненту - он бы руководствовался не какими-то абстрактными ценностями и убеждениями, а здравым смыслом и собственными чувствами. Ничего больше не нужно для того, чтобы жить в гармонии с миром. Но если мы не умеем сопереживать и не видим в этом никакой важности, нам приходится искать искусственные ориентиры.
Именно из-за высокомерия человечество до сих пор не приняло решение, что убивать друг друга нельзя, и что при угрозе военных действий между двумя странами какое-нибудь ООН в принудительном порядке вводит миротворческий контингент в обе конфликтующие страны и принимает на себя управление ими до тех пор, пока народы их не образумятся и не найдут мирный способ существовать рядом друг с другом. Просто людям это не важно, им важнее ценности и убеждения - свобода, независимость, нейтралитет, власть, нефть и так далее. Высокомерие диктует нам - эти варвары не стоят нашего внимания и наших усилий, у них неправильные установки, у них ложные ценности, поэтому их нужно либо игнорировать, либо уничтожить, либо подчинить себе и использовать.
Высокомерие - это клин, который культура вбивает в душу человека в течение последних нескольких тысяч лет.
Елена Алекперова10 января в 8:02 ·
Не могу не сделать перепост из Живого Журнала, потому что я покорена логичностью рассуждения о высокомерии. Хочу поделиться этим постом со своими читателями. Хочется лишь кое-что добавить, ничуть не разрушая логику поста.
#психология Сам пост можно прочитать здесь:
http://snigur.livejournal.com/224976.html Мне кажется, высокомерие появилось тогда, когда человеческий мозг стал обладать абстрактным мышлением. Именно абстрактное мышление позволяет нам изобретать те самые "виртуальные" мерки, которые позволяют нам думать, что мы выше других.
Есть чувство гордости и достоинства, которое позволяет человеку знать внутри себя, кем он является, и не унижаться до оправданий.
"Если ты меня понял, если ты понял мои внутренние порывы - молодец. Если ты меня не понял, я все равно останусь собой, я не унижусь до объяснения тех мелких мотивов, которые ты мне приписываешь".
А вот высокомерие - это как раз то, о чем так правильно пишет автор поста. Это презрение, это невозможность додуматься до того, что кто-то может страдать и переживать высокие материи также, как ты. Это только тебе дано право на великие свершения, великие деяния, на постановку тех целей, которые оправдают все твои средства.
Именно это и составляет комплекс власти, когда ты ради высоких целей (например, стать великими лидером) готов убивать, врать и нести всякую околесицу.
Поэтому сейчас мне очень импонирует российский лидер, который ради дешевой славы не откликается ни на какие провокации, а бережет свой народ, терпя ложь и несправедливость. В этом контексте меня не удивили лидеры Германии, которые даже не откомментировали ложность приписанной ими победы во Второй мировой войне. Это говорит о неадекватности и том самом высокомерии.
Есть человек, который не украдет просто потому, что это ниже его достоинства, и есть люди, которые не украдут просто потому, что кто-то может оказаться свидетелем этого преступления. В этом плане великолепной иллюстрацией является фильм "Слова", герой которого стал плагиатором, надеясь, что свидетеля давно уже нет на свете. И какого же было его удивление, когда автор гениального произведения предстал перед ним в образе нищего старика.
Как бы мне хотелось, чтобы в мире исчезло абстрактное мышление. Но для того, чтобы сохранять его в мире, человечество придумало и нравственность, и этику. Зло было всегда, а этика и нравственность появились в противовес злу, когда человечество осознало, что оно может просто погибнуть.
Сейчас оно этого уже не осознает. Сейчас высокомерие маленькой горстки людей с деньгами может погубить все человечество, отдельные элементы этого человечества борются за то, чтобы примкнуть к этой горстке, не понимая даже, что их никогда не примут в свои ряды, ну а все остальные, по количеству превышающие и горстку, и эти элементы, не обладают достаточным высокомерием, чтобы хотя бы сохранить себе жизнь. Однако, события последнего года убеждают меня в том, что у многих из нас достаточно нравственности, чтобы начать противопоставлять себя высокомерию горстки.