...***
Класс А. "Элита". Доморощенные философы, неудавшиеся художники,
графоманы всех мастей, непризнанные изобретатели и так далее. Инвалиды
творческого труда. Упорство, чтобы творить, есть. Таланта, чтобы творить,
нет, и на этом они сломались. Между прочим, Мишкин дядя тоже, конечно,
элита, но совсем в ином роде. Г.А. называет таких людей резонаторами и
утверждает, что они - большая редкость.
Некий странный взбрык развития
цивилизации. Действительно, поскольку цивилизация порождает такое явление,
как поэзия, должны, видимо, возникать индивидуумы, приспособленные ТОЛЬКО
к тому, чтобы потреблять эту поэзию. Они не способны производить ни
материальные, ни духовные блага, они способны только потреблять духовное и
резонировать. И вот это их резонирование оказывается чрезвычайно важным
для творца, важнейшим элементом обратной связи для того, кто порождает
духовное. (Странно, что дегустаторы чая, вина, кофе, сыра - уважаемые
профессионалы, а дегустатор, скажем, живописи - не критик, не
искусствовед, не болтун по поводу, а именно природный, интуитивный
дегустатор - считается у нас тунеядцем. Впрочем, ничего странного здесь
нет.)
Класс Б. Назовем их "воспитатели". Всю жизнь и все свое время они
посвящают воспитанию своих детей и совершенствованию своей семьи вообще.
Они почти не участвуют в процессе общественного производства, они замкнуты
на свою ячейку, они отдельны. Это раздражает. В том числе и меня. Однако я
понимаю осторожность Г.А., когда он отказывается дать однозначную оценку
этому явлению. Рискованный эксперимент, говорит он. Если бы это зависело
только от меня, я бы, наверное, не разрешил его, говорит он. А теперь нам
остается лишь ждать, что из этого получится, говорит он. Очевидно, что
получиться может все, что угодно. Пока известны дети "неедяк-воспитателей"
и вполне удачные, и не совсем чтобы очень.
Класс В. "Отшельники". Желающие слиться с природой. Руссо, Торо, все
такое. "Жизнь в лесу". В этих людях нет ничего нового, они всегда были,
просто сейчас их стало особенно много. Наверное, потому, что туристическое
оборудование сделалось дешево и общедоступно, в особенности списанное
военно-походное снаряжение. Да и консервы для домашних животных
распространились и стоят гроши.
***
У Шкловского почти об этом сказано: "...если бы некто захотел создать
условия для появления на Руси Пушкина, ему вряд ли пришло бы в голову
выписывать дедушку из Африки.
***
У нас есть чувство глубокого удовлетворения, есть чувство законного
негодования, а вот с чувством собственного достоинства у нас давно уже
напряженка. Поэтому, когда наш немудрящий опыт и наша многоопытная
мудрость, столь же глубокая, как глубокая тарелка для супа, сталкиваются
даже не с жутковатым Агасфером Лукичом или с его вполне жутким партнером
(хозяином? творцом?), а просто хотя бы и с отпетым хамом или
образцово-показательным подлецом, - мы, как правило, теряемся. Нам бы
опереться тут на чувство собственного достоинства, раз уж недостает
мудрости или хотя бы жизненного опыта, но собственного достоинства у нас
нет, и мы становимся циничными, небрежными и грубо-ироничными.
***
Доброта и милосердие. Разумеется, понятия эти пересекаются, это ясно.
Но есть какое-то различие. Может быть, в отношении к понятию "активность"?
Доброта больше милосердия, но милосердие глубже. И милосердие, в отличие
от доброты, всегда активно. Литература по этой теме огромна и бесполезна.
Если выпарить это море слов, останется чайная ложка соли. Воробьиная
погадка. Надо бы спросить Г.А.: почему наиболее интуитивно ясные понятия
более всех прочих оболтаны за истекшие двадцать веков?
***
- Все. Вот теперь уж окончательно все. "...Всегдашний прием плохих
правительств - пресекая следствие зла, усиливать его причины". Откуда?
- Ключевский, - сейчас же ответил Аскольд.
...