Введение
3-5 октября 2012 года в Новосибирском государственном университете (НГУ) состоялась стратегическая сессия, посвященная выработке совместного образа будущего и нахождению своего места в нём. Сессия была организована в рамках работы по подготовке стратегии развития НГУ. О важности мероприятия говорит хотя бы то, что, если стратегия получит одобрение на высшем уровне, то вуз получит государственную поддержку для выхода в ТОП-100 в мировых образовательных рейтингах.
На мой субъективный взгляд, необходимость в изменениях назрела давно, слишком много накопилось проблем и противоречий, как в образовании в целом, так и в НГУ в частности - образование будущего неизбежно будет другим. И к нему просто необходимо готовиться уже сейчас.
Формально
В сессии принимали участие как представители университета и смежных организаций - бывший и нынешний ректор, деканы, директор физ-мат школы при университете, представители эндаумента НГУ, выпускники и приглашённые эксперты.
Вела мероприятие смешанная команда:
- Артём Желтов и Наталья Луковникова из группы «Конструирование будущего» (Санкт-Петербург),
- Денис Коричин, представляющий образовательное движение «Метавер» и Агентство стратегических инициатив (Москва),
- а также форсайт-клуб «Сибирь2030″ (Новосибирск) в количестве пяти человек.
Общая логика мероприятия была такой:
День 1.
Вовлечение аудитории в совместную работу, работа с трендами в области образования (мировыми-российскими-местными). Расстановочная игра на понимание текущей ситуации в университете и его инерционного будущего.
По итогам ведущие и модераторы сделали сборку: составили таблицу трендов и нарисовали социопиктограмму базовых противоречий НГУ .
День 2.
Работа с трендами. После презентации итогов первого дня и немного затянувшейся установочной лекции участники разбились на группы, работающие в трёх различных логиках, отличающихся базовыми принципами способа достижения НГУ лидирующего положения. Каждая группа провела и презентовала свой SWOT-анализ НГУ и видение стратегии.
В сборку дня вошёл сводный SWOT и три стратегических манёвра, направления, в которых НГУ может развиваться.
День 3.
В начале дня удалось формализовать уникальный образовательный процесс университета, затем участники сессии снова разделились на группы и подготовили проекты, реализация которых позволит существенно усилить позиции НГУ на рынке образования. В ходе работы было важно удерживать рамку возможных стратегических манёвров и помнить о связи проектов с поддерживающими и блокирующими трендами.
В ходе дальнейшей работы тренды проходили своего рода экспертизу - привлечение сторонников, инвесторов, проход через бюрократическии тернии на пути к звёздам. И прошли!
Впечатления от работы
Первый день прошёл в противостоянии научного подхода аудитории и бизнес-логики консультантов, люди в буквальном смысле говорили на разных языках, используя разные протоколы общения - научный и конфликтологический. Но при это, было на лицо желание работать, понять друг друга, увидеть взгляд со стороны. В итоге, во второй половине дня Артём Желтов предложил всем перейти на конфликтологический протокол (не требовать обоснований каждой фразы консультантов ссылками на публикации/авторитеты, принять на веру, что «каждый говорит правду, так, как ее понимает». А ссылки будут предоставлены по запросу, но вне рамок дискуссии, чтобы не затягивать её). Предложение было принято, что позволило значительно ускорить работу. Дальше пошло легче.
НГУ - очень инертная система. На расстановочной игре было явно видно, что деятельности никакой не происходит, одни разговоры. Широко распространена позиция - у нас все хорошо. В будущем мы будем такими же. Ничего не изменится. Но вместе с этим, для других - очевидность необходимости изменений. И желание, и готовность работать.
Многослойность НГУ. Университет включен в большое количество связей и разноуровневых противоречий. О части из них говорить не принято, или уж очень неприятно. Только к третьему дню сессии участники САМИ сказали, что с СО РАН есть проблема (одна из важнейших для любого развития НГУ, если говорить на чистоту). По опыту предыдущих мероприятий, это обязательно должны были озвучить сами участники, проблематизация со стороны ведущих вызвала бы массу неконструктива.
Резюме
Честно, задача перед организаторами, ведущими и участниками стояла нелёгкая - вытащить наружу реальные противоречия, реальный расклад сил, мотивацию… Наметить направления изменений, замотивировать людей для совместной работы… Далеко не все вопросы, необходимые для формирования стратегии, были проработаны на сессии, но, как отметили не присутствовавшие на мероприятии рецензенты, прогресс налицо!
П.С. Через неделю после форсайта в Министерство образования и науки РФ был отправлен 60-страничный драфт концепции университета, а через две недели состоялся второй такт сессии.
Оригинал тут:
http://siberia2030.ru/2012/10/forsajt-ngu-chast-1/