На фестивале работала замечательная выставка (она же ярмарка) арф. Были представлены и известные нам Camac и Salvi, и местные фабрики, и некоторые мастеровые арфы. Если честно, я немного обалдела от такого количества инструментов, и впечатления несколько смешались, поэтому в моем рассказе могут быть неточности.
Начну я, пожалуй, с британской фабрики Pilgrim harps
http://www.pilgrimharps.co.uk/, ведь именно их инструменты давались в аренду участникам фестиваля. Арфочки, которые достались нам (34 струны, полный сет леверсов) были уже не первой молодости, но вполне рабочие. Модель старая, сейчас такую уже не выпускают, видимо, но ближайший аналог на сайте -Clarsacsh, только леверсы у нас были пластиковые и (вот это по началу было проблемой) работали в противоположном направлении, т. е. чтобы повысить звук, леверс надо опустить. Струны жильные, очень тугие. Самый их большой плюс - легкие для своих размеров, на пару кг легче моей Camac Azilis.
![](http://pics.livejournal.com/burabushka/pic/00010cc3/s640x480)
Все леверсы вверх) это их естественное состояние
Арфы этой фирмы, представленные на выставке, не оставили яркого впечатления. Вполне себе неплохие арфочки, легкие по весу, сбалансированный звук, сильное натяжение, но не такое тугое, как на арендованных инструментах. Да, ножки у них абсолютно дурацкие, на мой вкус... если Бардик с ножками похож на табуретку, то эти (и подобная конструкция ножек у Мии и Джуно от Сальви) напоминают паучков. И из-за того, что ножки прикручены не к корпусу арфы, а к выступающим лапкам, они слегка болтаются, и арфа реально начинает «шагать», если ее немного покачивать при игре. Понятное дело, ко всему можно привыкнуть, но ощущения странные.
![](http://pics.livejournal.com/burabushka/pic/00011cg3/s640x480)
А на заднем плане можно разглядеть арфы с "паучьими лапками"
Но есть одна модель, которая вызвала, мягко скажем, недоумение… это педальная арфа Progress, на 40 струн с традиционным дизайном под валлийские арфы. Жутко тяжелая, тяжелее полноразмерной классической арфы, неуклюжая, и звучит так, словно сделана из цельного бревна, без резонатора вообще. У Пилигримов есть такая же модель с леверсами, но на выставке ее не было. Интересно, это такой же монстр?)
![](http://pics.livejournal.com/burabushka/pic/00012bxf/s640x480)
А на заднем плане отреставрированная Эрарка. Что-то они с ней сделали не то, звучало мерзко
Salvi
http://Salviharps.com/. Имя этой фабрики известно в первую очередь среди классических арфистов, но вот их леверсных арфочек в России не много, во всяком случае, это было мое первое знакомство сними. Бюджетные Mia и Juno звучат средненько, выглядят специфически и при этом тяжелые. Хотя Мия довольно популярна, судя по тому, какое количество студентов (в основном, молодежь) ходило на курсы с этим инструментом. Что в них понравилось - то, что в цветных арфах все равно видна фактура дерева, они не выглядят пластмассовыми, как крашеные Бардики.
![](http://pics.livejournal.com/burabushka/pic/00014shw/s640x480)
Малыши Джуно не такие уж и малыши
Профессиональные Egan и Livia гораздо интереснее по звуку, шикарно выглядят, но, черт возьми, какие же они огромные и тяжелые! У Эгана даже чехол с колесиками, потому что поднять его нереально (15 кг). К такой арфе нужен еще и минивен, потому что в обычную машину он не влезет из-за своего выдающегося носа.
![](http://pics.livejournal.com/burabushka/pic/00013gzq/s640x480)
Аня и гигантский Эган
Да, и леверсы Сальви мне не очень… они, конечно, прекрасно справляются со своей основной задачей - поднимают звук на полтона, но тугие и неудобные. Camac forever!
Morley Harps
http://www.morleyharps.co.uk/ привезли на фестиваль много разных Dusty strings, еще были непонятные Therapy 20 и County Kerry 24 и последнее достижение мирового арфостроения карбоновая Infinity 36 от Heartland harps. Расскажу сперва про это чудо) Арфы нереально легкая (3,5 кг) и, как обещают производители, неубиваемая. Во всяком случае, когда мы вошли в павильон, продавец наглядно демонстрировал это, шарахнув по арфе ключом для настройки. Это было очень громко и страшно, но не осталось ни следа. Очень странные ощущения от этого инструмента: она такая тоненькая, как будто сделана из картона, при этом натяжение струн сильное. Звучит очень громко, вот реально большой-большой звук, но при этом совершенно плоский, простой, без обертонов. Не настоящая какая-то арфа. Но поиграть на ней было забавно. А, и самый большой недостаток - это ее цена. 6000 фунтов, вот… в принципе, вещь-то в хозяйстве полезная, в ванной, например, играть, или под дождем, но если бы она стоила дешевле деревянной харпы…а за такие деньги - спасибо, не надо.
![](http://pics.livejournal.com/burabushka/pic/0001554w/s640x480)
Карбоновая харпа на фоне разнообразных Дасти стрингз
Therapy - невнятная какая-то арфа, типа Харпсайкла, только звук поплоше. А вот County Kerry очень понравилась. Внешним видом напомнила бывшего Хелависиного, а теперь Настиного Дрозда (и леверсы с сердечками), хотя на сайте производителя
http://notewood.com/ ничего похожего на Дрозда не нашлось. Она легкая (3 кг - сравните с Бардиком), нежная и звонкая. Если бы я покупала «походный» инструмент, это была бы, пожалуй, County Kerry.
![](http://pics.livejournal.com/burabushka/pic/00016q84/s640x480)
Вот она, лапочка! Внизу видна шпилька - можно прицепить ремень и играть стоя
Ну про Dusty особо и писать нечего. При вполне вменяемом звуке, тяжелые арфы, ну вот очень тяжелые и неуклюжие. И леверсы их Loveland мне не нравятся. Правда они стали ставить камаковские леверсы, что не может не радовать. Хотя мне Dusty все равно не надо, не женский это инструмент в моем понимании.