О гилозоизме

Dec 18, 2008 21:08


В последнее время все большую популярность приобритают идеи советского философа Эвальда Ильенкова. В некоторых головах идеи Ильенкова причудливо соединяются с маоизмом, образуя весьма эклектичную идеологию. В то же время, для философии Ильенкова в целом характерен крайний антимаоизм. В небезызвестной статье Диалектика или эклектика? Ильенков защищает Плеханова от нападок со стороны маоистов:"Дыма, как известно, без огня не бывает. Дым мы понюхали. А огонь состоит в том, что Плеханов действительно высоко оценивал, в частности, позицию материалиста Дени Дидро, который защищал материализм в споре с идеалистически настроенным математиком Даламбером:
«Даламбер: ...ведь если та чувствительность, которой вы наделяете материю, является общим и существенным свойством ее, то нужно предположить, что и камень чувствует?
Дидро: Почему нет?..
Это самое «почему нет?» и дало, как видно, повод авторам пекинского учебника обвинить и Спинозу, и Дидро, и Плеханова в инфантильном грехе гилозоизма. Дальше они и читать не стали, тем более не стали вникать в суть спора"
Итак, по Ильенкову, маоисты это дурачки и двоечники, которые невнимательно читали Плеханова. Однако, если проследить историю вопроса, то мы невольно попадаем из маоистского Китая в сталинский СССР 30х годов, в эпоху полемики большевиков с меньшевиствующими идеалистами. Истоки следует искать в книге забытого сталинского философа В. Познера (не путать с телеведущим!) под названием "Диалектический материализм - философия пролетариата" (1933) Одним из ключевых вопросов дискуссии между "большевиками" (ленинистами) и "меньшевиствующими идеалистами" (плехановцами) был следующий: способна ли материя ощущать? Если деборинцы, в соответствии с точкой зрения Плеханова, допускали существование ощущения у неорганической материи, то Ленин писал о том, что "вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения". Этой же точки зрения придерживались и оппоненты деборинцев - большевики. Никто не отрицает родство между отражением и ощущением, более того, ощущение нельзя рассматривать иначе, как частную форму отражения вообще. Но недопустимо превращать такое всеобщее свойство материи, как отражение в ощущение, как это сделали домарксистские материалисты Спиноза и Дидро. Плеханов же, рассматривавший марксизм как "род спинозизма", по сути допустил ту же ошибку, впав в гилозоизм. Никто не отрицает материалистический характер гилозоизма, прогрессивный характер взглядов Дидро, однако это не означает, что марксизм разделяет точку зрения Спинозы и прочих гилозоистов. Что касается Ильенкова, то его поддержка Плеханова против Мао лишь подтверждает известное утверждение, что ильенковщина есть форма меньшевиствующего идеализма.

Ильенков, маоизм, Плеханов, марксизм, философия, Спиноза

Previous post Next post
Up