Левизна = буржуазность?

Jul 18, 2015 17:32


Блогер ryboved написал ответ на анти-красконскую статью активиста РСД Ивана Овсянникова "Почему социалисты должны быть левыми, и почему это не всегда так". Если Овсянников отстаивает точку зрения, что коммунистическое движение должно быть частью "общелевого освободительного проекта", то Рыбовед считает, что коммунисты к "левому движению" не имеют никакого отношения. Точка зрения Рыбоведа очень распространена в среде "красных консерваторов", "правых в политике, левых в экономике", которые для того возводят водораздел между "коммунистами" и "левыми", чтобы легче было совмещать коммунистическую идею с "правым дискурсом". Свое стремление отделить "коммунистов" с "левого движения" красконы могут мотивировать необходимостью ограждения коммунистического движения от "тлетворного оппортунистического влияния буржуазной левой" (так поступают в основном стыдливые красконы, которые пытаются мимикрировать под "тру-красных", и стесняются в открытую говорить о необходимости "синтеза красной и белой идеи"), но на самом деле они просто защищают "право коммунистов на консерватизм". Разумеется, не все противники тезиса о "коммунистах как части левого движения" являются красконами. Например, блогера sov0k, запостившего в своем журнале переработанный вариант статьи Рыбоведа, из которого были убраны откровенно реакционные моменты, трудно обвинить в "красконстве". Однако, наиболее распространенной эта точка зрения является именно среди красконов. Посмотрим, как обосновывает эту точку зрения Рыбовед. Овсянников в своей статье дает следующее определение "левизны":

"Быть «левее» - значит являться сторонником более быстрых, глубоких, возможно даже насильственных, но обязательно - прогрессивных изменений.

Легко заметить, что это чрезвычайно модернистское определение. Оно предполагает наличие универсального освободительного, антисредневекового, проекта общественных перемен, идейного континуума, внутри которого только и возможна политическая дискуссия. Знаменитая диспозиция фракций во французском Национальном собрании (якобинцы, жирондисты, монархисты) стала прообразом исторических битв последующих столетий, в том числе и ХХ века. Левые противостоят «силам реакции», защитникам привилегий и тирании, противникам разума, но также и сторонникам компромисса, умеренным, постепеновцам и соглашателям"

Рыбовед комментирует это определение следующим образом:

"Действительно весь комплекс так называемых "левых идей" можно свести к отрицанию так называемого средневековья, то есть культурных и идеологических основ феодального, докапиталистического общества. Прежде всего левые очень критически относятся к религии. Левые отрицают героический ореол вокруг военного сословия (дворянство), и вообще известны антивоенной риторикой. Левые критически относятся к институту государства. Левые поддерживают свободу и равенство в широком понимании. Нетрудно видеть, что все эти положения составляют программу буржуазии в антифеодальной революции. А вот социализм не является для левых обязательным. Это подтверждает и Овсянников: "Левые - не обязательно приверженцы социалистических взглядов и социалисты - совсем не обязательно левые."

Отлично. То есть левые являются наиболее последовательными для конкретного историчесого этапа сторонниками идей буржуазных революций. Возможно кому-то покажется логичным, что если пролетарская революция идет еще дальше, она должна стоять на плечах предшественников. И если коммунисты намерены проявить свои знания, интеллект и организаторские способности в ходе пролетарской революции, они должны быть левыми, т.е. быть последователями революционеров прошлого, буржуазных революционеров. Именно так и думают те, кто не способен разорвать идеологические путы старого буржуазного общества"

По мнению Рыбоведа, само деление политических сил на "правые" и "левые" имеет смысл только в эпоху буржуазных революций. Если сущность "левого проекта", как считает Овсянников, состоит в борьбе против средневековых порядков, то к пролетарской революции этот "левый проект" не имеет никакого отношения, поскольку задачей пролетариата является свержение капитализма, а вовсе не почившего в бозе феодализма. Борьба против феодализма - это удел буржуазных революционеров, пролетариат же, как пишет Рыбовед, должен "выйти за пределы возникшего в период буржуазных революций антисредневекового проекта и существующего внутри него лево-правого континуума". Коммунисты должны отделить себя от всевозможных "прогрессивных" и "левых" буржуазных партий, в противном случае, они "всегда будут использоваться буржуазией в ее интересах". Статья Овсянникова действительно имеет очень существенный недостаток - в ней практически ничего не говорится о классовой борьбе, о противоположности интересов пролетариата интересам буржуазии, противоположности коммунистов буржуазным партиям. Если красконы считают, что главным врагом коммунизма является либерализм, то автор статьи всячески старается подчеркнуть, что у коммунизма с либерализмом есть много общего, а вот с консерватизмом у коммунистов ничего общего нет и быть не может. Несомненно, либерализм стоит ближе к коммунизму, чем консерватизм. Однако, у Овсянникова различие между пролетарской и буржуазной революцией, между коммунизмом и капитализмом, смазано, показано как несущественное, зато выпячивается различие между "рожденным в эпоху Просвещения проектом современности" и средневековьем. Как Овсянников, так и другие "неавторитарные лефтиши" (вроде Пуффинуса и Красной Бензопилы), сводящие  "левизну" к "антисредневековости", склонны представлять коммунистов как нечто вроде крайне левого крыла либерализма.

Тем не менее, сущность различия между "левыми" и "правыми" Овсянниковым в основном передана верно: оно пролегает не по отношению к "свободе предпринимательства", а по линии социальный прогрессизм ("универсальный освободительный проект общественных перемен" в терминологии Овсянникова) / консерватизм. Если мы примем взгляд на историю человечества не просто как процесс сменяющих друг друга общественных форм, но как прогрессивное развитие, как постепенное движение по дороге, ведущей из царства необходимости в царство свободы, то тогда вся история человечества может быть разложена на ряд следующих друг за другом ступеней, от низших к высшим. С этой точки зрения буржуазная революция может быть рассмотрена как один из таких промежуточных шагов на пути в царство свободы, за которой следует пролетарская революция. Отрицать применимость сложившейся в условиях буржуазной революции дихотомии "правые/левые" к эпохе  пролетарской революции имеет смысл только в том случае, если мы отрицаем теорию прогресса, а буржуазную и пролетарскую революцию рассматриваем не как две последовательные ступени в развитии человеческого общества, а просто как разных два переворота, не имеющих друг с другом ничего общего. Если в истории имет место прогресс, то тогда можно установить наличие преемственности между отдельными социальными революциями, а также обнаружить аналогии между ними. В каждой социальной революции можно найти как  "левые" (выражающие интересы прогрессивного класса), так и "правые" (социально реакционные) силы, более ранняя революция может быть уподоблена более поздней. Как пишет Овсянников, "знаменитая диспозиция фракций во французском Национальном собрании (якобинцы, жирондисты, монархисты) стала прообразом исторических битв последующих столетий, в том числе и ХХ века". Не следует забывать, что понятия "правого" и "левого" носят исторически относительный характер. Так, буржуазные революционеры эпохи Великой Французской революции являются "левыми" постольку, поскольку буржуазия в тот исторический период была прогрессивным классом, а противостоящие ей феодалы - реакционным. Когда же буржуазия превращается из прогрессивного в реакционный класс, буржуазные партии сами становятся "правыми", относительно вступающего на арену истории пролетариата, которому суждено совершить новую революцию. То, что было "левым" в эпоху буржуазных революций, становится "правым" в эпоху революций пролетарских. В середине XIX века либеральная партия могла назваться "левой" и даже "радикально левой" (датские партии "Венстре" и "Радикальная Венстре"), а сегодня "левыми" являются только коммунисты и "антикапиталистические социалисты" ("неантикапиталистических социалистов" относят уже не к "левому", а к "левоцентристскому" спектру). Как пишет Овсянников "левые" - это прилагательное, а не существительное. Рыбовед же предпочитает рассматривать "левых" именно как "существительное", как синоним "либералов", "буржуазных революционеров". Дихотомия "правые/левые" не только применима для классификации политических сил в эпоху пролетарской революции, она применима и для классификации течений внутри коммунистического движения. Отбрасывать дихотомию "правые/левые" с целью размежевания с оппортунистической, пробуржуазной частью "левого движения" не имеет смысла, достаточно указания на недостаточную левизну или явную правизну всевозможных оппортунистов, рядящихся в тогу "социализма" и "коммунизма".

Рыбовед категорически не соглашается с тезисом Овсянникова о незыблемости для коммунистов "рожденного в эпоху Просвещения проекта современности". Действительно, коммунисты не могут ограничиться простым дополнением буржуазных "принципов 1789 года" ("неавторитарные лефтиши" видят в коммунизме не более, чем дополнение к либерализму), он должен подвергнуть эти принципы ревизии. Коммунизм не может не противоречить либерализму, что бы там не говорили лефтиши, видящие в любой ревизии "принципов 1789 года" возврат к феодализму или азиатскому способу производства. Разумеется, коммунист не может заниматься огульным отрицанием всех достижений буржуазных революций, а также отрицать частичную правду, полуправду либерализма. Пролетарская революция должна быть наследницей лучших традиций эпохи буржуазных революций, а пролетарская философия должна взять за основу лучшие образцы буржуазной философии. С этим соглашается и Рыбовед: "отказ от левизны не означает отказа от традиций буржуазных революций и от их интеллектуального наследия. Наоборот, идеи свободы, равенства и братства должны приобрести новый, подлинный смысл. Но для этого они должны пройти через очистительное ниспровержение". Однако, если для пролетариата наследство эпохи буржуазных революций есть лишь материал для дальнейшей переработки, то в каком направлении должна происходить эта переработка? В направлении еще большего отрицания "традиционного общества", чем это имеет место в "проекте современности", или в сторону преодоления "крайностей" буржуазной революции, в направлении "синтеза капитализма и феодализма"? Должен ли пролетариат при ревизии буржуазного наследия должен хотя бы частично реабилитировать давно поверженные буржуазией порядки и ценности докапиталистического общества, обращаться к наследию средневековья, "признавать правду" всевозможных реакционных мыслителей, критиковавших буржуазное общество "справа", возрождать религию, философский идеализм, традиционную патриархальную нравственность? В зависимости от ответа на этот вопрос мы можем сказать, кто перед нами: коммунист или "реакционный социалист". Посмотрим, как отвечает на этот вопрос Рыбовед. По его мнению, "пролетариат в ходе своей революции неизбежно будет обращаться к средневековью, к религии в частности. Это также закономерно как и факт феноменальной популярности античной культуры в эпоху Просвещения". Но чем обусловлена эта популярность античной культуры в эпоху раннего капитализма? Именно близостью хозяйственного строя античности к капитализму. Античное общество, по выражению А. Богданова, было "меновым обществом", как и начавший формироваться в XII-XVI веках капитализм ("новое меновое общество" по Богданову). Другие исследователи, включая "социалистического" черносотенца В. Катасонова (см. От рабства к рабству: Древний Рим и современный капитализм) прямо называют хозяйственный строй Древней Греции и Рима "капитализмом". Поэтому, античная культура была для буржуазии гораздо ближе по духу, чем культура средневековья, отсюда повышенный интерес к античному наследию в эпоху Ренессанса и Просвещения. Точно также, обращение пролетариата к средневековью, о котором говорит Рыбовед, должно проистекать из близости социализма к феодализму. Видимо, Рыбовед, как и реакционный философ А. Лосев, представляет себе социализм как "синтез феодализма и капитализма". Социалистическая революция будет носить некоторые черты "феодальной реакции", и упразднит "идиотскую уравниловку", имеющую место в  условиях капитализма, например, равенство на выборах голоса дворника голосу академика, равенство "проклятых мужеложников, идущих против природы" "нормальным людям"  (гетеросексуалам). Ведь, как пишет Рыбовед, "пролетариат отрицает равенство ума глупости, силы - слабости, а полового здоровья - различным патологиям".

Коммунист же ответит на этот вопрос по другому: для пролетариата речь идет не о том, чтобы гальванизировать труп убитой капитализмом "Традиции", а наоборот, о полном преодолении даже тех пережитков докапиталистических обществ, которые сохранились при капитализме. Коммунистическая революция является радикальным отрицанием не только капитализма, но и всех способов производства, основанных на частной собственности и эксплуатации человека человеком. Уже по причине того, что капитализм не способен преодолеть до конца покончить с пережитками докапиталистических формаций (традиционной семьей, религией, разделением человечества на отдельные государства и т.д.) пролетарское революционное движение должно быть не только "антибуржуазным", но и "антисредневековым". Не следует также забывать, что когда буржуазия превращается из прогрессивного в реакционный класс, ей приходится, ради удержания своего господства отбросить свои прежние "прогрессистские ценности", "идеалы 1789 года" и вернуться в некоторой степени к порядкам и ценностям докапиталистической эпохи. Для этого "нового средневековья" эпохи империализма характерен отказ буржуазии от демократических свобод, от идей прогресса и равенства, поворот к иррационализму и идеализму в философии. Нечто похожее мы видели в эпоху кризиса античной цивилизации: на смену республиканскому строю в Древнем Риме пришла монархия, на смену философам-материалистам эпохи ранней античности пришли идеалисты, религиозные философы (неоплатоники, христиане). Поэтому, пролетариат должен поднять брошенные буржуазией революционно-демократические знамена против самой буржуазии. Как говорил Сталин: "раньше буржуазия позволяла себе либеральничать, отстаивала буржуазно-демократические свободы и тем создавала себе популярность в народе. Теперь от либерализма не осталось и следа. Нет больше так называемой “свободы личности”, - права личности признаются теперь только за теми, у которых есть капитал, а все прочие граждане считаются сырым человеческим материалом, пригодным лишь для эксплуатации. Растоптан принцип равноправия людей и наций, он заменен принципом полноправия эксплуататорского меньшинства и бесправия эксплуатируемого большинства граждан. Знамя буржуазно-демократических свобод выброшено за борт. Я думаю, что это знамя придется поднять вам, представителям коммунистических и демократических партий, и понести его вперед, если хотите собрать вокруг себя большинство народа. Больше некому его поднять" (Речь на XIX съезде КПСС 14 октября 1952 года).

коммунизм, левое движение, красконы vs. лефтиши, либерализм

Previous post Next post
Up