День кончился.Что было в нем?
Не знаю,пролетел как птица,
он был обыкновенным днем
а все-таки-не повторится" З.Гиппиус
Есть что-то удивительное в том,что потянет однажды в те уголки Москвы,куда не попадал никогда или попадал,но очень,очень давно,например,в период еще школьной жизни,а может,когда ходили влюбленной парочкой и ни до чего,кроме друг друга дела не было. Это я про улицу со смешным названием Остоженка и прилегающие к ней переулки и всё,что скрыто в них.
"Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы..."- это уже Марина Ивановна,Цветаева- "из переулочков скромных все исчезаете вы"
(Хочу в Тарусу,но осенью золотою!)
Домики эти посносили все, теперь на их месте иные, многоэтажные.
Необычно смотрится Зачатьевский(в прошлом Алексеевский) женский монастырь,действующий,кстати,среди новых зданий с рекламой застройщика,среди припаркованных авто...Издали купола видны, подошла ближе. Все же хочется,чтобы вся эта эклектика уживалась между собой,чтобы все мы уживались,такие разные...
Вообще-то моей целью была галерея "Наши художники" в Сеченовском переулке,где только-только открылась небольшая ,всего 100 работ,выставка Александра Бенуа.
На улице как-то невнятно,да и в солнечный выходной день скорее захочется на природу. Мне там понравились (вот уже до чего дожили: вежливость в сочетании с несуетностью становится раритетом!) вежливые женщины-сотрудницы,вежливый охранник на лестничном пролете. Понравилось,что прохладно в 3 небольших залах,огромный летний букет из неярких,словно акварельных, цветов в прозрачной круглой вазе на столике в углу,застекленный шкаф со старыми книгами и трогательными разноцветными фигурками,сделанными то ли из дерева,то ли из глины(куда уходит детство?), витрина-столик с множеством записных книжек и книжечек Бенуа с набросками простым карандашом или пером,вот например,прислонившаяся к стене чья-то фигура и еще одна; другая витрина-разворот "Медного всадника" Пушкина с иллюстрациями художника...Старые книги, пожелтевшая бумага страниц. Символы давно ушедшего времени. Давно ушедшие люди.
Потянуло меня на Серебряный век.На днях закончила читать воспоминания Надежды Тэффи о том,как покидала она Россию на заре Гражданской,когда белые сменяли красных и наоборот-в хаосе,усталости и упоении кровью. Узнала,что уехал в 1926 Бенуа,ну вот просто не вернулся из-за границы и всё. И вместо родных питерских аллей рисовал Версаль, Кассис,Прагу,работал над эскизами костюмов и декораций в спектаклях парижской оперы (эскиз Маргарита, "Дама с камелиями"-очень красиво) и балетной антрепризы Дягилева-четкими тонкими линиями,рисунок легкий яркий,вряд ли его манеру писать перепутаешь,у каждого Художника есть что-то,только ему присущее. Может,недаром пришли в мои впечатления нынешние,будто соединившись,две,как мне представляется,изящно-ироничные фигуры Серебряного Века,писательница и художник?
И вот не поворачиваются мысль и язык осудить их: за то,что уехали и не вернулись на родину. Оба были эмигрантами. Оба умерли во Франции: Тэффи в 52-м,Бенуа в 60-м.
А ведь тщательно,даже очень,за прошедшие после отъезда долгие годы их старались не вспоминать,выставок не устраивать,книг не печатать, а если и вспоминали,так вполголоса. Спасибо,что хоть теперь вернули.
На билетике в галерею с оборота изображено))