Дочитываю книгу Дайсэцу Тайтаро Судзуки «Основы дзэн-буддизма»
Много чего там наотмечала для себя про природу и жизнь, про действительность, про дзен и чайную церемониию, кое-что выложу здесь:
Про природу и жизнь
«Даже в интеллектуальной сфере жизни мы ищем не богатства идей, не блеска и торжественности в изложении мысли и построении философских систем, а простого, спокойного довольства, доставляемого мистическим созерцанием Природы;»
«Жизнь сама по себе довольно проста, но когда она оценивается анализирующим разумом, она представляется невероятно сложной.»
«одна травинка заменяет шестнадцатифутового Будду»
Про вещи
«Когда форма совершенна, наши чувства испытывают слишком большое удовлетворение, и разум, по крайней мере временно, перестает углубляться внутрь. Уделяя слишком большое внимание внешности вещей, мы не можем извлечь того внутреннего содержания, которое в них заключено»
«Мы даем имя какой-то вещи, а потом начинаем думать, что это имя и есть сама вещь, забывая, что оно служит лишь условным знаком, изобретенным для удобства.
Мы разворачиваем карту мира и самодовольно считаем, что познаем реальный мир. Но реальная земля - это земля, по которой мы ступаем шаг за шагом, верста за верстой.»
«Факты и опыт ценятся в дзэне больше, чем образы, символы и понятия»
«потому что реальность, природа или пустота постигаются в конкретной жизни Вселенной, а не в абстрагировании от нее при помощи мышления»
Про дзен
«Очень странно, но факт, что тот, кто понимает дзэн, не понимает его, а тот, кто не понимает - понимает»
«Единый заключает в себе все, и все заключено в едином»
«Прежде всего дзэн объявляет войну разуму, так как, несмотря на его практическую пользу, он мешает нам докопаться до глубины бытия»
«Главный принцип, лежащий в самой основе дзэна, - это рост, или самосозревание, внутреннего опыта»
«Учитель, я не понимаю того, что ты говоришь», - он ответит: «Я понимаю не больше тебя».
Про чайную церемонию
«Чайная церемония символизирует упрощение, прежде всего, в виде незаметной одинокой соломенной хижины, сооруженной, например, под старой сосной, причем эта хижина является как бы частью природы, а не творением, специально созданным человеческими руками.»
«Хозяин спокойно живет в своей скромной хижине. Неожиданно к нему заходит друг, подает чай, приносит свежие цветы, и посетитель приятно проводит время, наслаждаясь покоем, дружеской беседой и гостеприимством. Разве это не самая настоящая чайная церемония?
Между прочим, некоторые могут спросить: «Многие ли из нас в наше время живут так, как хозяин чайной? Глупо говорить о праздном развлечении. Давайте сначала обеспечим себя хлебом и добьемся сокращения рабочего дня». Да, верно то, что мы должны в поте лица добывать хлеб свой и работать определенное количество часов, становясь рабами машин. Таким образом, наши творческие импульсы, к несчастью, подавляются»
Полная версия здесь:
http://ki-moscow.narod.ru/litra/zen/sudzuki/zen_buddhism.htm