http://www.wiener-staatsoper.at/26.10.2014
TANNHÄUSER
Richard Wagner
Peter Schneider | Dirigent
Claus Guth | Regie
Christian Schmidt | Ausstattung
Olaf Freese | Stephan Lichtsteiner
Konrad Kuhn | Dramaturgie
Kwangchul Youn | Hermann
Stephen Gould | Tannhäuser
Christian Gerhaher | Wolfram von Eschenbach
Camilla Nylund | Elisabeth
Iréne Theorin | Venus
Norbert Ernst | Walther von der Vogelweide
Sorin Coliban | Biterolf
James Kryshak | Heinrich der Schreiber
Dan Paul Dumitrescu | Reinmar von Zweter
Annika Gerhards | Ein junger Hirt
Пожалуй, самая долгожданная постановка в последнее время, наверное, из-за темы покаяния и прощения. Однако Венская Опера преподнесла замечательный сюрприз.
Во-первых, более красивой работы в сценографии, режиссуре и хореографии мы не видели никогда раньше: из глубины плавно, мощно выдвигались гармоничные и замечательно освещенные декорации, а также статисты и хор; костюмы и движения всех участников события выверены до миллиметра, а главное, во всем этом виден смысл.
Во-вторых, идея о происхождении человеческого достоинства, а именно того, что оно не создается на пустом месте, а подпитывается чередой поступков и моральных убеждений окружающих человека личностей, их чаяними, их милосердием, их жертвенностью, их гневом. Идея, что общество - это сложная система выпуклых и вогнутых линз, часть из них собирает, накапливает свет для других, часть рассеивает широко, для всех, и самая большая глупость и грех - не отражать свет вовсе, загубить его. Мысль, что лишь тот человек может любить и работать, который сумел найти свое призвание. И лишь потом про покаяние и прощение, а ведь опера к этому моменту длится уже почти четыре часа, и все идеи не умещаются...
Отмечу лишь, что режиссер решил показать, что Венерин грот был болезненным наваждением, зависимостью, ленью. Эскейпизм не прошел бесследно, душа героя отравлена хвастовством, гордыней и сомнениями. Как ни приветлив был мир для Таннхойзера после его возвращения, он выбрал себе горькую чашу. Не захотел быть достойным той участи, которая была равна его таланту. Оттолкнул, отвернулся, заболел, запутался в раскаянии.
Исполнители были хороши. Главный герой поднимал звонкий высокий купол над собой, сильнейшие резонаторы. Если сравнивать его голос и Christian Gerhaher-а, то прекрасно видно каким разным может быть тембр при сходном диапозоне. У Кристиана бархатное звучание достигается тончайшими вибрациями и отличным владением интонацией, мастер он большой, идеальный рассказчик. Буду искать возможность послушать его еще.