В книжном клубе выбрали "Солярис" и я с воодушевлением решила просветиться. Книга и небольшая (хотя оказалось, что у меня сокращенное издание), но читала я почти 3 недели. Не настраивает меня такое повествование на быстрое чтение, хочется осознать и усвоить прочитанное.
Как-нибудь еще послушаю полную версию, потому что читать все описания планеты автором сложновато будет.
Заодно посмотрела фильм. Это первое кино Тарковского, которое я полностью одолела, хотя большую часть на скорости 1,25. Как сказал сам Лем, он писал о космосе, а Тарковский снял о любви. Но я считаю, что оба отлично справились со своими задачами. Я получила удовольствие, особенно от актерского состава, Наталья Бондарчук (Хари) и ученые на станции такие, как должны быть.
Признаюсь, глянула одним глазом начало фильма с Клуни. Смотреть не стала, конечно, но вот засунуть бы этого Криса в советский фильм и стало бы еще лучше.
Оставлю на помять цитаты, которые мне понравились:
- Нормальный человек... Что это такое - нормальный человек? Тот, кто никогда не сделал ничего мерзкого. Так, но наверняка ли он об этом никогда не подумал? А может быть, даже не подумал, а в нем что-то подумало, появилось, десять или тридцать лет назад, может, защитился от этого, и забыл, и не боялся, так как знал, что никогда этого не осуществит. Ну, а теперь вообрази себе, что неожиданно, среди бела дня, среди других людей, встречаешь это, воплощенное в кровь и плоть, прикованное к тебе, неистребимое, что тогда? Что будет тогда?
Мы вовсе не хотим завоевывать космос, хотим только расширить Землю до его границ. Одни планеты пустынны, как Сахара, другие покрыты льдом, как полюс, или жарки, как бразильские джунгли. Мы гуманны, благородны, мы не хотим покорять другие расы, хотим только передать им наши ценности и взамен принять их наследство. Мы считаем себя рыцарями святого Контакта. Это вторая ложь. Не ищем никого, кроме людей. Не нужно нам других миров. Нам нужно зеркало. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Достаточно одного этого, и он-то нас уже угнетает. Мы хотим найти собственный, идеализированный образ, это должны быть миры с цивилизацией более совершенной, чем наша. В других надеемся найти изображение нашего примитивного прошлого, в то же время по ту сторону есть что-то, чего мы не принимаем, от чего защищаемся. А ведь мы принесли с Земли не только дистиллят добродетели, героический монумент Человека! Прилетели сюда такие, какие есть в действительности, и когда другая сторона показывает нам эту действительность - не можем с этим примириться.
Ужас, который внушают эти исполины, объясняется не их внешним видом, хотя он действительно может навеять кошмарные сны. Скорее он вызван тем, что в их пределах нет ничего постоянного, ничего несомненного, в них нарушаются даже физические законы. Именно это позволяло ученым все настойчивее повторять, что живой океан - разумен.