"Бах и шедевры романтической музыки" в соборе Петра и Павла

Mar 14, 2023 20:33

Уже несколько лет меня не покидала идея послушать орган в одном из соборов Москвы. И вот мое желание осуществилось на концерте "Бах и шедевры романтической музыки" в кафедральном соборе святых Петра и Павла.


История лютеранской общины в Москве начинается в XVII веке и при закладке фундамента первой церкви Петра и Павла в 1694 году присутствовал Пётр I. Собор в Старосадском переулке был освящен в 1819 году и стал крупнейшим среди протестантских приходов Москвы. В 1837 году установлен орган, который использовался не только во время богослужений, но и для концертов. Например, 4 мая 1843 года в церкви состоялся органный концерт Ференца Листа.


В 1892 году был приобретён орган фирмы „Э. Ф. Валькер“, который стал лучшим концертным инструментом Москвы. К концу XIX века община насчитывала 17 тысяч человек и было принято решение о расширении и реконструкции церкви. Собор в неоготическом стиле был освящен в 1905 году. В 1941 году орган был отправлен в Новосибирский театр, где не использовался по назначению, а был пущен на декорации. Во времена СССР в здании располагалась студия «Диафильм». В 90-е годы началась реставрация собора святых Петра и Павла, а в 2010 был восстановлен шпиль высотой 62 метра. Сейчас в Соборе установлен романтический орган фирмы „Вильгельм Зауэр“ 1898 года выпуска, который в 2005 году подвергся капитальному ремонту и теперь радует своим звучанием прихожан и посетителей концертов.
На концерте "Бах и шедевры романтической музыки" произведения исполняла известная органистка Елена Привалова, которая является художественным руководителем фестиваля «Органные вечера в Кусково».


Первым композитором, чьи сочинения для органа сохранились до наших дней, был Иоганн Себастьян Бах. Это духовная, возвышенная и торжественная музыка, немного непривычная даже нашему слуху. На фоне проекции витражей мы послушали хоральная фантазию «Приди Господь, Дух Святой» и хоральную обработку «Лишь Богу в вышних слава».


Феликс Мендельсон являлся не последователем Баха и приверженцем романтического направления, но хранителем сочинений великого композитора, которого к началу творческой карьеры Мендельсона уже успели забыть. Саната ре мажор действительно очень похожа по звучанию на сочинения Баха.
Далее было три произведения русских композиторов: Сергея Танеева «Хоральные вариации», Сергея Ляпунова «Прелюд-пастораль» и Александра Гедике, который является мастером полифонического письма, «Прелюдия-фантазия». Они звучали на фоне проекций чудесных пейзажей и при всей многоголосности и мощности звучания органа навевали успокаивающие настроение.


«Мелодия» немецкого композитора Макса Регера не менее плавная и прекрасная, под которую мысли уносят куда далеко от снежной Москвы.
Последним и самым известным произведением были «Вестминстерские колокола» Луи Вьерна, написанное в 1927 году. На мой взгляд это наиболее современное и динамичное звучание органа, мне понравилось больше остальных.


Я поняла, что романтическая органная музыка, это не совсем мое, хотя слушать концерт в соборе святых Петра и Павла было приятно и интересно за счет красивых проекций и общей атмосферы.
Благодарю за приглашение сообщество Москультура moscultura и Михаила tushinetc

moscultura, концерт

Previous post Next post
Up