Два интересных места в Тверской и Владимирской областях

Jun 20, 2020 20:48

На днях я тезисно рассказала про своё довольно бурное начала лета, я побывала в трех областях, и в двух из них нашла интересные места, о которых бы хотела рассказать подробнее - это усадьба Чукавино


и церковь Покрова Божией Матери в Селе Алепино.
Чукавино находится рядом с Костиной дачей под Старицей. Во Владимирской церкви до карантина проходили службы,


а вот усадьба стоит законсервированная. Говорят, что в ней был детский дом или лагерь, хотя в сети таких сведений я не нашла. Табличка на главном здании гласит:


Я его обошла по кругу. Только закончился дождь (тогда в конце мая Москву залило и мы сами выезжали под раскаты грома), но я не жалея кроссовок лазила по высокой траве с новым телефоном, чтобы запечатлеть "остатки былой роскоши".


Внутрь не полезла, побоялась переломать ноги на хлипкой деревянной лестнице,


да и не факт, что сторожа бы одобрили, но надо с ними поговорить о проникновении внутрь в следующий раз.


Историческая справка:
Первое упоминание о ней относится ко второй половине XVII в. В ту пору сельцо Чукавино принадлежало боярам Сытиным, осевшим на Старицкой земле с конца XVI в., когда последнее независимое русское удельное княжество - Старицкое - было присоединено к Московскому государству.


С.С. Сытин получил в 1706 г. благословение правящего архиерея на постройку деревянной церкви во имя Владимирской иконы Божией Матери.


В конце 1730-х гг. Чукавино дали в приданое за Н.Д. Сытиной прапорщику Петру Романовичу Чоглокову, потомку знаменитого рода новгородских бояр. Тот состоял в ближайшем родстве с Марией Симоновной Чоглоковой, урождённой графиней Гендриковой, племянницей императрицы Елизаветы Петровны. Мария Симоновна в 1740-х гг. состояла фрейлиной при императрице.




П.Р. Чоглоков занялся обустройством имения, потратив на это немалые средства. Строительство началось с каменной церкви на месте обветшалой деревянной. 20 августа 1746 г. Владимирскую церковь освятил епископ Тверской и Кашинский Митрофан. В последующие два года были освящены приделы во имя святителя Николая Чудотворца и в великомученика Димитрия Солунского, а также трапезная.


Церковь выстроена из местного старицкого белого известняка и украшена фигурами евангелистов лепной работы.


В качестве приданного владение перешло в род Болховских, а затем к Великопольским. Иван Ермолаевич Великопольский известен своим знакомством с Александром Сергеевичем Пушкиным.


Высокообразованный человек, кадровый офицер, которому были не чужды литературные труды, он деятельно принялся за хозяйственные преобразования, особенно увлекшись садово-парковыми работами. Парк украсился привезёнными с Кавказа, Крыма и Урала редкими деревьями и кустарниками.


В 1860-х гг. вокруг Владимирской церкви была отстроена невысокая каменная церковная ограда. С юга и востока в ней имелись Святые ворота с арками. В ограде церкви погребены некоторые из владельцев Чукавина и их родственники, в том числе члены семейства Чаплиных: Иван Ермолаевич Великопольский и его супруга София Матвеевна.




В 1937 г. церковь была закрыта, и долгое время использовалась под склад.


И чтобы не скучно было, добавлю фото, которые было сделано прям после усадьбы - местные страусы исполняют "Лебединое озеро"


Буквально через неделю меня занесло в еще одно нетривиальное место - село Алепино Владимирской области, которое знаменито тем, что является родиной писателя Владимира Солоухина, а Костин друг в свою очередь является потомком писателя.
На фото дом-музей, который частично является жилым.


Дом, кстати не единственный такой, хотя тот, до которого я дошла, оказался заброшенный.


Пока мужчины разбирались с машиной, меня отправили смотреть каскад прудов.


Но меня больше заинтересовала заброшенная церковь.


Она довольно любопытно выглядит, состоит из трех частей, с одной стороны вся в лесах.


Конечно же я подобралась поближе.


Внутрь зайти можно, но с учетом того, что там везде стоят подпорки, небезопасно.


В колокольне живут галки, когда я к ней подошла, устроили шум.


История Церкви Покрова Божие Матери и всего села довольно интересная:
"Село Олепино (так оно писалось в старину) - при пруде и колодцах, - древнее, ему более 600 лет. Когда в 1860 г. была разобрана ветхая деревянная церковь в Олепине, то при сожжении престола найдены были в столице его три антиминса, из коих самый древний дан был в Покровскую церковь села Олепина в княжение Василия Димитриевича, сына Димитрия Донского, другой - при царе Иоанне Грозном и третий - при царе Борисе Годунове.
В первой половине XVI в. село принадлежало Московскому Новодевичьему монастырю. Царь Иоанн Грозный взял эту вотчину в царскую казну в обмен на с. Никульское. Об этом в «царской жалованной несудимой грамоте Московскому Новодевичьему монастырю 1662 г. апреля 2» говорится так: «в Володимерском уезде, в Полском стану село Микулинское с деревнями, а пожаловал их игуменью и наместницу монастыря с сестрами тем селом и деревнями блаженныя памяти царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси против их села Олепина с деревнями».
Дворцовым Олепино остается и в XVII в., но в начале XVIII в. в книгах Патриаршего казенного приказа, под 1712 г., оно записано уже вотчиной «стольников Петра и Ивана Самойловых детей Салтыковых»; Салтыковым Олепино принадлежало в ХУШ и XIX вв.
Ныне существующая каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы построена в 1850 г. усердием прихожан; при ней каменные колокольня и ограда. Престолов в церкви три: в холодной - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и в трапезе ~ в честь Святых бессребреников Космы и Дамиана и Крестителя Господня Иоанна."
Главная усадьба у Перта и Ивана Салтыковых была в селе Черкутино, куда мы заезжали в магазин и сфотографировали колокольню (подколокольная церковь Крестовоздвижения (1813) с криптой, где покоились останки членов семейства Салтыковых).


Такие вот приключения.
#92днялета

природа, фото, любопытные вещи, #92днялета

Previous post Next post
Up