Первый раз в речной круиз. Канал имени Москвы и Углическая ГЭС. Шлюзы.

May 15, 2019 14:32

Одно из самых интересных впечатлений во время путешествия по реке - это шлюзы, особенно, если первый раз плывешь куда-то из Москвы.


Я начну выкладывать фотографии с конечной точки круиза - Углича, от которого мы развернулись и поплыли домой.
Погода к вечеру как раз разгулялась, выглянуло солнышко и на закате мы оказались в шлюзе Углического гидроузла.


Вот такой вид открывался со средней прогулочной палубы теплохода «Михаил Булгаков» при заходе в шлюз на обратном пути.


«Шлюз строился одновременной со строительством ГЭС и был открыт летом 1941 года. Над верхней головой камеры шлюза построена арка, в которой расположен диспетчерский пульт.


Шлюз железобетонный, докового типа. Длина камеры шлюза - 290 метров, ширина - 30 метров, с помощью шлюза суда опускаются или поднимаются на 7,5 метров.


Шлюз Угличского гидроузла, вместе с шлюзом №1 Канала имени Москвы, относится к Волжскому району гидротехнических сооружений ФГБУ Канал имени Москвы.


Пропуск судов на шлюзе начинается с 24 апреля, а завершается 14-17 ноября.» Информация с сайта http://www.cruiseinform.ru/places/uglichskiy-gidrouzel/shlyuz/


Прощальный взгляд на ГЭС


Теперь перенесемся в Шлюз № 3 КиМ, в котором мы оказались утром 3 мая.


Он находится в городе Яхрома. Параметры у него аналогичные с Углическим, высота подъема 8 метров.


А это фото на закате 30 апреля.




В окрестностях Шлюза № 4, который расположен в поселке Деденево.




Часовня новомучеников и исповедников российских.


Шлюз № 5 вблизи Икши.


Вид на насосную станцию и скульптуру Водный путь.


Информацию с фотографиями шлюзов можно посмотреть по ссылке http://cruiseinform.ru/places/kanalmoskvy/
И снова фото с моего любимого места на теплоходе - ресторана "Старая Москва". Постапокалиптический вид на строящийся мост в районе Деденево.


На официальном сайте КиМ http://kim-online.ru/можно узнать следующее:
«Канал имени Москвы» как искусственное русло является уникальным гидротехническим сооружением - единственным в мире по своему инженерному исполнению, размерам и мощностям. Протяженность рукотворного русла составляет 128 км. Начинается он от Иваньковского водохранилища (в районе г. Дубны), где находятся шлюз №1 и Иваньковская ГЭС, а заканчивается в месте соединения с Москвой-рекой в районе Щукино. Трудные условия рельефа и проходящая между Москвой и Волгой значительная возвышенность не позволяли сделать канал самотечным, а только шлюзованным, с механической подачей воды. Таким образом «Канал имени Москвы» построен в виде лестницы с гигантскими водяными ступенями, ограниченными шлюзами. Шлюзы пропускают суда при переходе с более низкого уровня на более высокий и наоборот. Для перекачки воды с одной ступени на другую устроены насосные станции, которые поднимают ее на высоту 38 м.
Инфраструктуру «Канала» формируют пять насосных станций суммарной мощностью 100 мегаватт (перекачивают около 1,5 млрд куб. м воды в год), семь гидроэлектростанций суммарной мощностью 66 мегаватт (эти ГЭС ежегодно могут вырабатывать 215 млн киловатт-часов энергии), 20 шлюзов, а также плотины, каналы, причалы и другие гидротехнические сооружения.
История
3 сентября 1932 года началась одна из грандиозных строек века. У деревни Иваньково, близ устья реки Дубны, Волгу перегородили огромной плотиной. Упираясь в плотину и разливаясь, вода должна была накапливаться в системе искусственных водохранилищ - Московском море. Часть воды должна была круто повернуть на юг, в русло «Канала» и дальше взбираться по «лестнице» вверх на высоту десятиэтажного дома, чтобы потом пройти по ровному и широкому участку и снова круто спуститься вниз по системе шлюзов к Москва-реке.
Ранней весной 1937 года «Канал» был почти готов: к тому времени были прорезаны холмы, намыты высокие дамбы, воздвигнуты железобетонные коробки шлюзов. В отличие от других крупных гидротехнических строек «Канал имени Москвы» был запроектирован и построен силами советских инженеров без участия иностранных фирм и специалистов. Многие из созданных тогда гидротехнических сооружений до сих пор удивляют специалистов смелостью и оригинальностью инженерных решений.
Итак, за неполных пять лет было построено более 200 гидротехнических сооружений: 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, пять насосных станций, восемь гидроэлектростанций, три железобетонные плотины, восемь земляных дамб, 19 мостов и путепроводов, два транспортных тоннеля, восемь аварийных и заградительных ворот, одна водопроводная станция с каналами, 406 км линий электропередач и другие объекты и сооружения.
23 марта 1937 года было принято решение «остановить Волгу», то есть приступить к наполнению Московского моря и самого «Канала». Одновременно с Волгой реки Икша, Уча и Клязьма заполнили своими водами громадные водоемы - будущее ложе «Канала». Через 13 дней специалисты доложили: «Московское море заполнено!». Волга покорена, ее вода взята на строгий учет.
К 17 апреля 1937 года вода наполнила все 128 км «Канала Москва-Волга». Работы, начатые в конце 1932 года, были выполнены за 4 года и 8 месяцев.
2 мая 1937 года флотилия специально построенных белоснежных теплоходов впервые прошла по шлюзам с верхней Волги в Северный речной порт и остановилась у Химкинского речного вокзала.
15 июля 1937 года «Канал Москва-Волга» был торжественно открыт для движения пассажирских и грузовых судов.


Огромное количество документов, чертежей, публикаций, фотографий можно посмотреть на сайте http://moskva-volga.ru/


В общем, Канал имени Москвы не только сделал столицу "портом 5 морей", но обеспечил питьевой водой, и сделал Волгу судоходной, ведь еще в начале XX века она была проходимой лишь несколько ней в году при этом регулярно затапливала города, расположенные на ее берегах.

речной круиз, фото, любопытные вещи

Previous post Next post
Up