«Ганди молчал по субботам» - необычный спектакль в Театре у Никитских ворот

Jan 15, 2019 15:14

В субботу мы с Дашей поехали на старую сцену Театра у Никитских ворот, которая сейчас является экспериментальной, чтобы посмотреть пьесу http://www.teatrunikitskihvorot.ru/spektakli/gandi_molchal_po_subbotam/  Анастасии Букреевой в постановке Галины Полищук.
Спектакль для меня был настолько необычным и современным, насколько это возможно. В нем использованы различные технологии и даже вместо актеров макеты или проекции.


Вроде пьеса о подростке, но в ней совершенно не подростковые темы. Скорее она для взрослых, которые хотят что-то понять о себе и взрослых детях.
Попробую описать по порядку, что же происходит на сцене. На ней вроде как подземный переход, облицованный плиткой и видно значок Метро в новом дизайне. Далее бегущей строкой идет и читается диктором информация о городских агломерациях, Москве, численности ее жителей. Такие вставки будут еще несколько раз по ходу действия, различная информация о метро, строящихся станциях, количестве пассажиров. Создается ощущение огромного города, где легко потеряться, а спрятаться можно только в своей квартирке. Даша даже сказала, главное действующее лицо, наверное, метро. Что самое замечательное в этом спектакле, что о нем можно потом думать и спорить бесконечно, тут не все так просто, как в классике.
Итак, мы видим семью: сын (Александр Панин), его семья в проекциях - мама, папа, сестра, дедушка и Карамелька - макет ретривера, она гавкает, но не двигается, в отличие от остальных. За ужином папа объявляет, что уходит к своей Не-секретарше.


Сын, он себя называет, Мот, дружит с бомжихой из подземного перехода - Лизонькой (Татьяна Кузнецова). Она почти не разговаривает и возит с собой сумку на колёсиках, к которой прикреплен плюшевый мишка. Мот решает, раз отец больше с ними не живет, то можно привести домой нового жильца - Лизоньку. Мот в целом необычный парень, он часто задумывается о том, убивают ли белок, чтобы сделать кисточки, что грецкие орехи похожи на мозги, например, ежиков. Потом он рассказывает, что в детстве видел ежа, которого загрызли собаки. Мне кажется, это его самая большая психологическая трагедия.
Сестра Катя танцует. Она ездит на конкурсы и сама преподает. Ей все гордятся.
Дедушка постоянно берет ружье и хочет уйти на войну, а еще звонит своим умершим друзьям.
Мама любит ходить по магазинам, пропадает там полдня и берет с собой Мота, который лучше бы на скейте покатался.
После развода Мот завет папу и маму родителем № 1 и родителем № 2. Когда он приводит домой Лизоньку, родитель № 1 впадает в панику, звонит родителю №2. Они пытаются образумить сына.


Отношения у Мота с Лизонькой тоже не простые. Она то совсем не отвечает на вопросы, то кричит одну фразу «Ганди молчал по субботам», то зовет Сашу. Саша - это настоящее имя Мота, он пытается ей объяснить, что ему не нравится, когда его так называют. Он все больше проводит время в переходе, хотя иногда Лизонька приходит к нему домой в гости и они играют в шахматы.
Я не ожидала, что кроме Мота и Лизоньки появится еще одна актриса. Но однажды в переход спускается Катя (Линда Лапиньш). Она не уехала на конкурс в Аргентину, и не может заниматься танцами, потому что у нее обнаружили неизлечимое заболевание.


Мот решает, что раз Ганди молчал по субботам, то и он будет молчать в определенные дни недели. Родителей это пугает, и они даже вызывают психолога. Интересно наблюдать, как Мот общается смайликами и его фразы всплывают в баблах над головой, как в комиксах.
Хоть в целом пьеса и грустная, но все-таки есть моменты, над которыми можно посмеяться. Например, когда мама приводит домой Хмыря, а в спальне обнаруживают спящую Лизу.
Концовку я рассказывать не буду, потому что ничего веселого в ней нет, а уж когда было объяснение, почему Лиза живет в переходе, у меня и вовсе выступили слезы. Стало понятно, что на улицу людей выгоняют настоящие трагедии. Но люди от этого скорее становятся более открытыми, им уже не надо прятаться, для них весь мир - дом.
У спектакля необычный звуковой ряд в виде музыкантов в переходе, которые поют песни группы «Кино» - «Пачка сигарет» и «Мама, мы все тяжело больны».  Они прекрасно подходят к сюжету. Только вот не знаю, это намек на то, что эта пьеса все-таки для взрослых или просто эти песни уже стали классикой и подходят для любого поколения.
Как вы успели догадаться, спектакль нам с Дашей понравился, и мы еще долго его обсуждали. Смотреть стоит, можно брать с собой детей, лет с 13, точно. Подростки скучать не будут, хоть и не все им близко. Потому что, вспоминая себя в возрасте Мота, мне был безразличен развод родителей, тем более не хотелось устраивать какой-то бунт и привлекать к себе внимание. Но предполагаю, что и такой поворот, может быть, если подросток совсем одинок.
Фотографии с сайта Театра у Никитских ворот http://www.teatrunikitskihvorot.ru/
Большое спасибо за приглашение сообществу moscultura Москультура и Михаилу tushinetc

moscultura, мысль, театр

Previous post Next post
Up