Apr 07, 2012 07:36
Для начала: Павлик Морозов не был никаким пионером. И пионерской организации в их деревне не было.
А отец его был герой гражданской войны. Командир красного партизанского отряда. И председатель сельсовета этой самой деревни. И член ВКП(б). (Хотя, после его ареста его, вроде бы, задним числом сделали беспартийным) То есть, он и был советской властью. Но быстро морально деградировал. Брал взятки с крестьян за выдачу справки об уплате продналога. (Без этой справки им не разрешалось им торговать на рынке.) И документы, удостоверяющие личность, выдавал за взятки. К тому же папаша пил и, напившись, буйствовал. Избивал жену и детей. Но ему никто не мог поставить укорот, так как он был власть. Буйствовал он зверски. Однажды, по воспоминаниям его матери, вылил на голову Павлику сковороду с кипящим жиром, в котором жарились котлеты. А потом вообще задумал развестись со старой женой и жениться на двадцатилетней девке. По тогдашнему закону в этом случае вся земля и прочее имущество отходили к отцу в новую семью. И старая жена вместе с детьми становилась бомжами.
Тогда-то Павлик (возможно, по наущению матери) и сообщил о проделках папаши в ОГПУ. Не нашёл лучшего способа решить проблему. Вообще-то, по современным понятиям, проделки папаши больше, чем на коррупцию, не тянут. Но тогда, по обычаям тех времён, ему пришили политику. Срыв хлебозаготовок и т.п. Папашу забрали в ОГПУ. Дальнейшая судьба его мне неизвестна. Но, видимо, завидовать его судьбе не приходится.
Потом Павлика и его малолетнего брата Петю, а также ещё одну девочку 10 лет нашли в лесу зарезанными и, похоже, изнасилованными. (Во всяком случае, я не могу подобрать другого синонима к словам «Перед смертью над пионерами жестоко надругались»). Кто это мог сделать? Да кто угодно! В это время в приуральских лесах ещё рыскали банды. И просто лихие люди. За ними гонялись отряды ЧОН. (Части особого назначения). И бойцы ЧОН тоже вполне могли.
Никто виновных искать не стал. А просто воспользовались случаем и арестовали всех кулаков и подкулачников. (Подкулачник, это не кулак, но всё равно против советской власти). По обвинению в терроре. Девочка в эту схему не вписывалась. Поэтому сразу про неё забыли. Ещё мотив убийства был у родственников Павлика со стороны отца. В случае гибели Павлика и его брата вся земля по тогдашним законам отходила к ним. (Жена, в случае отсутствия детей мужского пола, не получала ничего). В этом случае убийство квалифицировалось бы как бытовое. Властям это было не нужно. Поэтому об этих обстоятельствах тоже забыли. Хотя родственников со стороны отца тоже арестовали, но за террор.
После этого власти из этой трагедии в далёком уральском селе сделали коммунистическую агитку. Вот, дескать, какой правильный пионер! «Любимого отца» сдал органам, когда тот пошёл против родной советской власти!
Во время перестройки из Павлика Морозова сделали антикоммунистическую агитку. Дескать, до чего коммунисты довели детей! «Любимого отца» готовы сдать органам, лишь бы выслужиться!
Хотя здесь политики не было никакой. При подобных обстоятельствах и современное чадо, чуждое всякой идеологии, запросто сдало бы такого папашу и не мучилось бы угрызениями.
А те, которые его убили, они, может быть, и были борцами против советской власти, но насиловали и резали детей они явно не по идейным мотивам.
Вот так и создают идеологические штампы, которые потом ещё долго живут своей жизнью. И в школах, вроде бы, даже до сих пор ещё заставляют детей разучивать эту историю в варианте антикоммунистической агитки.
История