Отсюда:
К ПОСЛЕДНЕМУ МОРЮ Салафийя - понятие слишком общее. Включает в себя почти все течения. В отличие от т.н. "
коранического" Ислама (увы, ушедшего ныне в разряд сугубо интеллектуальных штудий), полагающего, что в Коране сказано всё, признает Сунну не вспомогательным материалом, а руководством к действию.
По сути дела, салафийя и есть то, что мы именуем суннизмом, в наиболее последовательном (без изменений) его исполнении, а идеология Ихвана всего лишь одно из её направлений, разработанное
Сайидом Кутбом и позволяющее объединяться в рядах "братьев" представителям различных традиционных мазхабов (в первую очередь, конечно, "строгих", т.е.
шафиизма и
ханбализма). Цель, безусловно, экспансия Ислама вплоть до полной его победы в масштабах планеты. Но, и это важно, во-первых, экспансия, в данном случае, понимается, как прежде всего, духовный процесс, поскольку (так полагал Кутб) человеку свойственно тянуться к чистоте, добродетели и морали, а следовательно, учитывая духовное гниение западного общества, задача выполнима, а во-вторых, о каких бы мазхабах речь ни шла, салафийя (так тоже указывал Кутб, а уж его более прагматичные последователи типа д-ра
Кардауи, и подавно) вовсе не отрицает права верующего на осмысление им истоков своей веры.
В отличие от простых, как скрип дверей, течений вроде учения
Ибн абд Аль-Ваххаба, (Ваххабизм)во главу угла ставящих тупое, без размышлений исполнение буквы и поклонение форме, а принцип джихада понимающих исключительно как насаждение Ислама под угрозой силы или силой как таковой. То есть, формально как бы и относящихся к салафийя, а фактически выхолащивающих ее суть почти до уровня
хариджизма, - с непременным обвиненем всех, кто менее радикален, в
соглашательстве.