У Сталина было 3 системы управления.
- Партийная
- Советская
- Аппарат НКВД (Не милиция)
Партия занималась кадрами и стратегией.
Советская власть хозяйственной текучкой.
Советская власть должна действовать строго по законам и инструкциям. Партийная власть - по целесообразности в соответствии с поставленными целями, если надо, игнорируя законы. Это сохранилось вплоть до перестройки.
Пример такой:
у нас во время борьбы с нетрудовыми доходами возбудили кучу дел на одного хозяйственника. И за "незаконную" выплату премий работягам. И за "незаконные" закупки оборудования. И тому подобные "беззакония".
Первый секретарь обкома как то в кулуарах одного совещания бросил мимоходом прокурору: "Не судили бы вы его".
И все дела закрыли в течении недели. А хозяйственника отпустили.
А когда партийная и советская вертикали не срабатывали, подключали чрезвычайку НКВД. Присылали чекистов с неограниченными полномочиями вплоть до расстрела на месте. И они прочищал тромбы в машине управления, руководствуясь своей интуицией. (Так называемое "пролетарское чутьё").
Как это работало:
В одном поволжском городке в голодное военное время городской продовольственный начальник за тушёнку (страшный дефицит в военное время в тылу) ебал девочек от 10 до 15 лет. Отдавая предпочтение девственницам. Девочек ему предоставляли их матери. Работницы его же ведомства.
Если у матери девственницы указанного возраста кончались, мерзавец мать увольнял и после душевной беседы с выяснением её семейного положения, принимал на работу новую.
В те времена многодетность была нормой. Семьи голодали. Мужчины или погибли на фронте, или воевали. Матерям деваться было некуда.
Попытки пожаловаться результатов не давали. Негодяй угощал девственницами всё районное начальство, начиная с прокурора и кончая горкомом. Жалобы объявляли клеветой на советскую власть с целью вымогательства незаконных продовольственных привелегий. Желающих жаловаться было мало.
Так вот: в кабинет продовольстенного начальника пришёл НКВДшник. Молча выстрелил ему в лоб из нагана и так же молча удалился.
Не знаю, как там было у высшего начальства НКВД. Но большинство низовых сотрудников (вопреки нашему неполживому кинемотографу) были аскетами. Жили в комнате в коммуналке. Где из вещей была только солдатская кровать, стол и стул. И минимум посуды.
"Обрастание" вещами считалось пороком, несовместимым со службой в НКВД.
При всей их жестокости и безжалостности у них было одно ценное качество - неподкупность.
Купить их было невозможно. Скорее при попытке пулю в лоб получишь.
Так и побеждали.