Теперь исправляют результат деятельности невидимой руки рынка имени Чубайса.

Dec 20, 2011 14:24


Отсюда: Вступительное слово В.В.Путина

На чём хотел бы здесь остановиться. Первое. Надо продолжить ликвидировать узкие места, снимать ограничения, связанные как с дефицитом генерирующих мощностей, так и с недостаточным развитием сетевого хозяйства, ввести стратегическую линию на интеграцию различных ценовых зон, создание единого национального энергетического пространства. Нужно уходить постепенно. Конечно, в один удар, прыжком мы не сможем этого сделать, но нужно уходить из ситуации, когда в разных регионах страны в разы отличаются тарифы. Решение этой задачи напрямую зависит от чёткой, грамотной увязки планов энергетических компаний и программ развития регионов, регионального развития.

К сожалению, часто бывает, что к этим вопросам региональные власти подходят формально. В результате многие новые предприятия, объекты, стройки остаются без надёжного энергоснабжения, и эти проблемы приходится решать в пожарном порядке, либо, наоборот, строится генерация, подводятся сети, а реальные потребители появляются только через несколько лет или вообще не появляются. И сразу начинаются разговоры «Давайте построим и будем куда-нибудь для начала экспортировать». Вот так на экспорт и будем работать, вместо того чтобы развивать собственную промышленность. Хочу обратиться к руководителям регионов: нужно работать с энергетическими компаниями ответственно, давать им глубоко просчитанные, обоснованные документы территориального развития, которые должны служить ключом, ориентиром для капитальных вложений в сетевое хозяйство и в объекты генерации.

Второй вопрос - это внедрение новых правил работы со сбытовым сектором электроэнергетики, я об этом ещё чуть попозже скажу. Я просил Министерство энергетики провести определённые проверки. Предварительные проверки проведены, только очень жаль, что поводом, толчком для этих проверок послужили не предложения со стороны наших официальных органов, не со стороны, скажем, того же Минэнерго, не со стороны ФСТ, а поводом и толчком послужили требования граждан и потребителей. Куда ни приедешь, везде на территории страны все, с кем ни разговариваю, обращают внимание на проблемы в сфере энергетики и в электроэнергетике в том числе. Стон стоит по всей Руси великой, и как видно из результатов предварительной проверки, не напрасно этот стон стоит - есть основания.

Месяц назад мы приняли здесь ряд принципиальных решений - были отменены штрафы за недобор электроэнергии. Эта тема особенно чувствительна для малого и среднего бизнеса, для предприятий агропромышленного комплекса. Именно от них чаще всего приходилось слышать, и приходится слышать до сих пор, справедливые нарекания по поводу принципа «бери или плати», take or pay. Это сдерживало предпринимательскую активность, а сбытовым компаниям приносило частенько необоснованную прибыль. Кроме того, сбытовые компании с 1 декабря уже обязаны перейти на новые прозрачные стандарты раскрытия информации, прежде всего это касается механизма ценообразования.

Этим же постановлением Правительства Российской Федерации предусмотрены существенные для потребителя меры, которые, на мой взгляд, должны помогать работать в сфере экономики и в сельском хозяйстве малым и средним предприятиям. С 1 апреля 2012 года исключена дифференциация потребителей на розничном рынке по числу часов использования мощностей - это пресловутое ЧЧИ. Также с 1 апреля 2012 года установлено единое время для расчётов пикового потребления электроэнергии на оптовом и розничных рынках и как следствие исключен эффект сольдирования мощности. Для всех здесь присутствующих понятно, о чём идёт речь. Делается это для того, чтобы цену, тариф не считали по пиковой нагрузке.

Исключено планирование почасовых объёмов в ценовых зонах как обязательное условие при заключении и использовании договоров энергоснабжения. Исключена оплата отключений, отклонений фактических объёмов потребления от договорных как обязательное условие в договорах на РРЭ и в ценовых зонах. То есть о чём идёт речь? Потребитель будет платить только за факт, за фактически реально поставленную энергию, а не за какой-то усреднённый показатель.

Введено ценовое ограничение для свободных договоров, заключаемых гарантирующими поставщиками при определении цен. Учитываются только договоры, приводящие к снижению цены для потребителей, а то при заключении новых договоров, как правило, ориентируются только на верхнюю планку по ценам. Все эти меры должны привести к позитивному эффекту на рынке энергопотребления, как я уже говорил, в первую очередь для сельского хозяйства, для малого и среднего бизнеса, да, собственно говоря, и для граждан, и для некоторых других потребителей. Я надеюсь, что всё это приведёт к тому, что будут более справедливыми и прозрачными правила оплаты за поставленную электроэнергию.

Одновременно были даны указания провести анализ показателей экономической деятельности сбытовых компаний и их влияния на обоснованность цен на электроэнергию. Первые результаты анализа, проведённого в отношении ряда гарантирующих поставщиков, которые контролируют около 70% розничного рынка электроэнергии, дают неплохие материалы для предварительных выводов. Одна из ключевых проблем в отрасли - не завершён процесс реформирования, в результате чего возник разрыв между оптом и интересами потребителей, и, к сожалению, этим, конечно, воспользовались. Я сейчас не хочу бросать камень в адрес тех, кто задумывал и проводил реформу электроэнергетики, но совершенно очевидно, что как минимум эта реформа не доведена до конца. Налицо применение различных манипуляций при расчёте оплаты за мощность. В этой сфере существует наличие межрегиональных маржинальных доходов, превышающих нормативные сбытовые надбавки в 2-3 раза, а инвестиции в основные средства гарантирующих поставщиков составляют всего 7-8%.

Есть примеры того, когда реальные акционеры сбытовых организаций неизвестны, всё спрятано в оффшорах. Между тем доля рынка таких гарантирующих поставщиков составляет около 67%, уважаемые дамы и господа. И это, конечно, уже общая проблема. За 2008-2010 годы рост прибыли от продаж электроэнергетики с учётом перехода к либерализованному рынку составляет, знаете, сколько? 279% у сбытовых организаций, а рост дивидендных выплат вырос (дивидендные выплаты выросли) на 312%! При этом суммарная структура кредиторской задолженности выглядит так (вот дивиденды растут, прибыль растёт, а структура задолженности - кредиторка - так выглядит): 56% - это задолженность самих сбытовых организаций. 15,5% - это только система ЖКХ, 18% - это население, 3,4% - это бюджетные организации, то есть государство всё вам платит, а сами сбыты в кредиторке - на 56%.

Вместе с тем суть деятельности этих компаний - это только сбор оплаты за электроэнергию. И думаю, здесь нужно Минэнерго поискать более простые, прозрачные механизмы организации такой работы. Мало того, я сейчас об этом ещё скажу, деньги собирают с потребителей и схемы выстроили таким образом, что потоки-то идут через офшоры и там отчекрыживают частично, оставляют, потом заводят опять сюда, я тоже сейчас об этом скажу. Что это за работа такая у нас?

Ещё раз повторю: наша цель - создать объективные, экономически обоснованные механизмы ценообразования на рынке электроэнергетики, чтобы потребитель платил справедливую, а не взятую с потолка цену за услуги. Никто не говорит, и так не должно быть, чтобы была создана какая-то система, разрушающая электроэнергетику или энергетику вообще, но запредельных цен тоже не может быть, иначе мы просто создаём непреодолимые препятствия для развития экономики страны в целом. Потребитель должен платить справедливую, а не взятую, как я уже говорил, с потолка цену. Я прошу ФАС, ФСТ, Минэнерго России, «Совет рынка» обеспечить мониторинг ситуации в сбытовом секторе в постоянном режиме, организовать работу горячих линий для обеспечения обратной связи со всеми категориями потребителей. В целях стабилизации работы сбытовых компаний считаю необходимым создать механизм поддержки потребителей проблемных гарантирующих поставщиков, если, конечно, такие проблемы возникнут у гарантирующих поставщиков, - на федеральном уровне нужно создать такую систему защиты.

Интересы потребителей должны быть гарантированны на 100%. И прошу сегодня доложить соответствующее предложение. Считаю также крайне необходимым применить следующий подход к расчёту прогнозных цен на электроэнергию. Прогноз должен быть текущим, актуализироваться в постоянном режиме, а не утверждаться один раз в полгода, что, по сути, подстёгивает инфляцию и легализует различные хотелки. Вот мы говорим «бороться с инфляцией, с инфляцией, с инфляцией». Ну вы сделайте ещё один раз в год - ну и будет у нас инфляция, один из толчков к инфляции будет. Я понимаю, наверное, это сложнее - в текущем режиме актуализировать эти параметры, но это нужно делать. Нам крайне важно задать понятные, устойчивые ценовые правила на энергетическом сбытовом рынке, чтобы потребители, участники экономической жизни могли уверенно строить свои долгосрочные планы и инвестиционные программы.

И ещё одна важная проблема - долги в электроэнергетике. Нужно разобраться окончательно в их природе и навести элементарный порядок. Здесь и платёжная дисциплина должна быть выше, и вывод денег в офшор должен прекратиться, и непрозрачная система расчётов должна быть исправлена, про дивиденды никто не забывает, уважаемые коллеги, но долги платить никто не хочет или платят ни шатко ни валко.

Жёсткие требования должны работать и в отношении менеджмента энергокомпаний с госучастием. Не секрет, что здесь есть потенциальное поле для серьёзных коррупционных рисков, для конфликта интересов как минимум. И прежде всего речь идёт о предоставлении заказов своим так называемым карманным поставщикам, строительным, проектным организациям и так далее и тому подобное. Считаю правильным закрепить обязательное требование предоставлять в Минэнерго сведения о доходах и имуществе руководителей таких организаций, членов их семей и близких родственников. При выявлении такого рода сомнительных связей с подобными руководителями нужно, безусловно, расставаться. Я уже министру говорил неоднократно, сейчас ещё к этому вернусь и хочу это требование ещё раз подчеркнуть, тем более что результат вашего собственного анализа о многом говорит. Мы не можем допускать, чтобы коррупционный налог, разного рода откаты ложились на плечи потребителей и вели к многократному и ничем не обоснованному удорожанию наших строек и объектов. Да и в ЖКХ тоже цены-то растут, в том числе и по этой причине. В целом ожидаю, что в ближайшее время должны быть сформулированы следующие предложения: по вопросу регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, включая вопрос квалификации персонала, по совершенствованию платёжной системы в электроэнергетике, - всё должно быть прозрачно и понятно в этой сфере. По усилению контроля со стороны федеральных органов власти за деятельностью региональных энергетических компаний, инвестпрограмм территориальных организаций, - они тоже должны стать элементом генеральной схемы развития электроэнергетики. По разработке и внедрению механизма единого гарантирующего поставщика на федеральном уровне, по завершению нормативного закрепления обязательного декларирования данных менеджментом компаний и механизма работы с полученной информацией, по продаже ОАО «Холдинг МРСК» принадлежащих ему энергосбытовых компаний, по разработке механизма обязательной оплаты за резервирование сетей для вновь сооружаемой собственной генерации.

Я хочу сегодня также затронуть фундаментальный вопрос, который касается не только электроэнергетики, но и всей российской экономики. Если мы хотим сделать нормальный инвестклимат в стране, то терпеть возможность реализации офшорных схем в инфраструктурных отраслях, безусловно, нельзя. Подчеркну: кто хочет хранить заработанную прибыль после уплаты налога здесь, в России, кто хочет хранить её где-то за рубежом - пожалуйста, закон у нас это не запрещает. Но вывод через подставные фирмы финансовых ресурсов из отраслевого оборота недопустим и с офшорным наследием эпохи дикой приватизации нужно заканчивать, иначе ни о каком нормальном деловом климате в стране, о доверии к нам речи быть не может. Я вот, знаете, и с зарубежными партнёрами часто встречаюсь, и в последнее время меня это даже немножко удивило сначала, а потом огорчило - многие крупные компании, руководители крупных компаний в беседе мне лично говорят: мы бы и готовы сделать то-то и то-то, но мы даже не понимаем, с кем мы имеем дело, мы не знаем конечного бенефициара. Вывод национальной экономики, её стратегических отраслей из офшорной тени - наша приоритетная задача на предстоящий период.

Я думаю, что без замены министра энергетики Шматко и хоррррошей чистки в аппарате Минэнерго эти требования Путина плавно превратятся в его хотелки. Как уже неоднократно случалось.

С праздником вас, дорогие электроэнергетики!

Чубайсовщина

Previous post Next post
Up