Профессор, казалось бы, должен об этом знать...

Oct 30, 2021 12:35

Он в своей статье объясняет, что и кинжал, и гиперзвук давно уже изобретён.

Когда я учился, нам приводили статистику, что только 1/3 изобретений (полезных, не лажёвых) доходит до воплошения в изделиях. На остальные у человечества не хватает сил на доработку.
На одного генератора идей работают сотни, а иногда тысячи тружеников науки. Я один могу нагенерировать столько идей, что все НИИ мира их не освоят. Но генераторы идей нужны в очень небольшом количестве.

И что толку, что гиперзвук изобрели ещё 60 лет назад? Главное, кто его доработал до практического применения.
Вертолёт вон тоже изобрёл ещё Леонардо. Но полетел вертолёт спустя 500 лет после.

"Авнгард", "Кинжал" и прочий Йеллоустоун...

С технической точки зрения, ни "Авангард", ни "Кинжал" (решение как раз вполне правильное) гиперзвуковым оружием ни в какой степени не являются. И то, и другое - это совершенно обычные  ракеты, летающие на "гиперзвуковой" скорости существующие с 40-х годов. Начнем с того, что все спутники летают "на гиперзвуке" со скростью, превышающей скорость звука на уровне моря в 23 раза и скорость звука на высоте в 150 км в 5-6 раз в зависимости от солнечной активности. В чем отличие? -  В чем разница, за что сражаются ученые и инженеры? - "Авангард" - это пассивный аппарат, маневрирующая боеголовка, то, что сегодня называется "глайдером". Сколько помню, такие разрабатывались еще Пилюгиным в 60-е годы точно, поскольку в конце 60-х  мы с друзьями активно обсуждали управление глайдерами путем управляемого смещения центра масс. Ну и теория глайдеров описана во всех учебниках по гиперзвуковой аэродинамике.  В США маневрирующие боеголовки, движущиеся не по баллистическим траекториям разрабатываются тоже с 60-х. Тогда программа называлась Mk. 500 Evader.

Более продвинутая версия MaVR Evader была испытана в 1975-1976 годах. Все испытания были успешно завершены. Дальше пошли программы AMaVR, PGRV Mk.600 и т.д, ориентированные на системы Трайдент I и Минитмен. Ну и, разумеется, Advanced Hypersonic Weapon с точностью наведения порядка 10 м против 250 м у маневрирующих головок советского "Воеводы". Точность - важнейший параметр. Увеличение точности в 25 раз позволяет снизить энергию боеголовка в целых 15 ТЫСЯЧ! - раз. А, следовательно, и ее массу. То есть, если для уничтожения локальной мишени "нормальной" боеголовкой нужно примерять 15 мегатонный супер-стратегический заряд (нормально 1-2 Мгт), то с высокоточной головкой достаточно будет мелкого тактического заряда в 1 килотонну.

... То есть, принципиальная новизна у Авнгарда практически нулевая. В чем она? Чем "Авангард" отличается от старых добрых советских маневрирующих боеголовок, совершенно непонятно. Сильно подореваю, что включением нового модного словечка "гиперзвуковая".

Что характерно, и слово "гиперзвуковая" здесь совершенно неуместно. "Гиперзвук" - это не одноразовая ракета. Во всем мире под гиперзвуковым оружием понимается не просто болванка, разогнанная до скорости в 3-5-10 скоростей звука, а активный летательный аппарат, оборудованный соответствующим двигателе (например, прямоточным) работающим все время полета, то есть, это самолет, способный летать  в крейсерском режиме с любой скоростью, вплоть до гиперзвуковой, взлетать и садиться. Помимо двигателей, тут есть научные проблемы "второго порядка", прежде всего, речь идет о температурном режиме.

При посадке обычных аппаратов для их защиты используются так называемые абляционные  покрытия, которые испаряются при нагреве и пока не сгорят защищают от чрезмерного перегрева поверхность аппарата. Для этого созданы специальные материалы. Проблема в том, что они расходуются. Их хватает на несколько минут торможения обычных космических аппаратов, но в случае глайдеров и, тем более, настоящих гиперзвуковых аппаратов, речь пошла бы о неподъемных количествах абляционных материалов. То есть нужны конструкционные материалы, которые сами, без абляционной защиты, способны выдерживать температуры по крайней мер до 2000 градусов Кельвина и даже выше. Более того, конструкция должна обеспечивать термическую защиту внутренних частей гиперзвукового аппарата в течение достаточно длительного - десятки, а то сотню минут. Как решаются эти задачи,  я, естественно, рассказывать не буду, но смысл написанного состоит в том, что "Авангард" - при всем моем уважении к его создателям - это маневрирующая боеголовка.

Кинжал - это вообще другая история. Эта история тоже не имеет отношения к тому, что принято называть "гиперзвуком" на самом деле.  Ибо, как я уже отметил, не всякая гиперзвуковая скорость - это "гиперзвук". Ну а то, что делает "Кинжал" в более развитом варианте, для запуска космических аппаратов с борта самолета, называется "воздушный старт". Такие системы также разрабатываются с 50-х годов и ничего принципиально нового не представляют. Хотя все разумно и полезно.

Подводный дрон. Когда Путин заявил, что скорость этого дрона будет в разы превышать скорость любых надводных кораблей, я, грешным делом, решил, что речь идет о том, что принято называть "суперкавитацией", которое с давних уже времен используется в суперторпедах типа "Шквал" 1977 года, развивающих под водой скорость до 370 км/час. Но когда была объявлена глубина - до километра, (Километр выдумал сам профессор - несколько километров! Дрон не имеет пустых пространств для жизни экипажа. А которые технологически необходимы заполнят керосином, который не сжимается и служит для дополнительного обеспечении нулевой плавучести. Теоретически можно создать дрон с погружением до дна Марианской впадины.) стало ясно, что заявлена чушь, ибо кавитация на такой глубине невозможна, а учитывая то, что удельная сила сопротивления в воде (без кавитации) пропорциональна плотности воды, умноженноу на квадрат скорости, то достижение "самолетной" скорости в воде (т.е в разы больше, чем у надводных кораблей) потребует в 1000 раз большей мощности двигателя, ибо плотность воздуха 1 кг/м^3, а воды 1000 кг/м^3.
Профессор выдумывает аргументы, чтобы "блестяще" их опровергать. Причём здесь кавитация? Основное сопротивление водоизмещающего судна - волновое. Чтобы от него избавится, надо или вытолкнуть судно из воды, или погрузить его под воду метров на 200. В этом случае скорость самолётная (Которую сам профессор и выдумал) может и не будет достигнута (Хотя какой самолёт...), но 2 скорости эсминца гарантированы.

И кто сказал, что нужна кавитация? Амеры тоже так думали и обосрались с аналогом шквала. Достаточно наладить ламинарное обтекание без турбулентности и отрыва пограничного слоя от корпуса. Теоретически это достигается формой корпуса в сочетании с правильным сдувом и отсосом пограничного слоя с выбросом воды в кильватерную струю. Что технически легче достичь на узком небольшом корпусе.

А это тянет за собой много. Нет, малогабаритная ядерная установка "мегаваттного класса" - это конечно, сильно. Особенно интересно, куда эти мегаватты деваются. Миллион ватт, то есть мегаватт - это не просто много. (1000 киловатт?!! 1400 лошадинных сил!!!? Ой, не смешите! Это мощность двигателя танка Абрамс). Это очень много. Даже если кпд преобразования в механическую энергию, условно, 90% (что практически нереально согласно термодинамике) то 100000 ватт, выделяющихся в качестве тепла достаточно, чтобы за четверть час расплавить кубометр сплошного материал, такого, например, как железо. Как и куда такой поток тепла можно под водой сбрасывать - это вопрос интересный. Если за борт, то аппарат будет оставлять могучий след - не исключено, что из ухи. (И сколько этой ухи будет и сколько всплывёт на поверхность воды с 5ти км?) При этом, для тех, кто не знает, подводные дроны, способные автономно пересекать океаны, существуют с 70-х годов. По крайней мере в США. Как-нибудь отдельно могу рассказать про их "Жизнь и судьбу".

... Вообще, проблема миниатюрного ядерного двигателя тоже не новость. Такие двигатели создавались с 50-х годов и в СССР и в США. Возможно, конструкторы, пришли к успеху. Теоретически не противоречит. Но вопросов - масса. Типа обозначенного выше.
Профессор! Снимите очки-велосипед! И бегом повышать свою эрудицию! (Викпедию использовать не рекомендуется)

Технологии, Оружие

Previous post Next post
Up