Иезуитская педагогика Коротко про историю (по предисловию к английскому переводу Ratio Studiorum, главного документа, определявшего деятельность иезуитских школ в их классическую пору - Washington 1970.
http://www.bc.edu/sites/libraries/ratio/ratio1599.pdf).
Важная вещь: первоначально целью иезуитского образования была подготовка членов ордена, «братьев» и священников. Позднее стали учить и воспитывать всех. Богатые платили за обучение детей, бедных учили бесплатно. Выпускниками иезуитских школ было много знаменитостей (Декарт, Корнель, Монтескье и мн. др.), многие были благодарны, другие, как Вольтер, хулили учителей.
Кстати, об учителях: их роль признавалась огромной, их подбору и подготовке уделялось большое внимание.
Разумеется, образование было насквозь религиозным, но не за счет большого числа часов на «закон Божий», а за счет требований к религиозности учителей и всей атмосферы школ.
Ниже я называю основные принципы иезуитской педагогики, отвлекаясь от религиозной составляющей, чтобы иметь возможность оценить их применимость в светских образовательных учреждениях.
1. Единство воспитания и образования, предмет педагогики - человек в целом, все стороны его жизни.
2. Индивидуальный подход к каждому ученику, основанный на внимании ко всем деталям его поведения и состояния, на задушевности отношений с ним, на знании его семьи и окружения. В иезуитских школах прошлого этому знанию способствовали поощрение доносов, контроль над корреспонденцией учеников и, разумеется, исповедь.
3. Воспитывать должно всё и во всякий момент жизни ученика. Отсюда - установка на то, чтобы все, чем занимается ученик подбиралось и строилось, чтобы воспитывать. И максимальное участие педагога в жизни учеников, включая отдых и развлечения.
4. MAGIS (лат. больше) - императив стремления к совершенству, выдвинутый самим Игнатием Лойолой: каждый ученик должен добиваться максимальных успехов, на которые он способен.
5. С предыдущим тесно связана культивируемая в иезуитских школах соревновательность, опора на честолюбие. В прошлом широко использовались как различные формы поощрения успешных, так и унижение ленивых и нарушителей порядка (позорные колпаки и скамьи). Телесные наказания с самого начала иезуитских щкол занимали в них очень малое место, предпочтение отдавалось убеждению и примеру.
6. Поощрение и развитие социального активизма, сострадания обездоленным и готовности им помогать. Студенты иезуитских университетов много занимаются социальной работой.
В обучении:
7. Антипрагматизм. Центральное место artes liberals «свободных искусств», т.е. гуманитарных дисциплин (латинское название - от того, что владение ими было в античном обществе принадлежностью свободного человека). К свободным искусствам относилась и математика, но ее место мыслилось иезуитами более скромным (см. обоснование в прилагаемом тексте). Более конкретно: обучение древним языкам и на материале классиков литературы, философии и истории, античных и позднейших. Помимо овладения языком и мастерством изложения мысли, изучение классиков давало воспитанию образцы добродетелей.
8. Развитие мышления в процессе анализа текстов и в широко практикуемых обсуждениях и дебатах.
9. Развитие способности к самостоятельной умственной работе. Этой цели служит специальный прием - prelectio (лат. предварительное чтение): материал, который предстоит изучать на уроке, предварительно прочитывается учеником. На обсуждаются трудности и сделанные выводы.
10. Развитие eloquentia (красноречия) путем сочинения, участия в дебатах и театральных постановках.
11. Постоянное упражнение.
Хочу отметить два радикальных отличия от большинства вариантов современной "гуманной педагогики" (например, вальдорфской, знакомой мне по Таниной школе):
1. Акцент на формирование (formatio - наиболее часто повторяемый термин) в противоположность созданию условий для свободного саморазвития (у штайнериацев так просто можно встретить, что неизвестно кто кого учит и воспитывет, дети, мол, мудрее нас).
2. Соревновательность, которую очень не любят "гуманисты" (даже отметки не ставят, чтобы избежать сравнения и соперничества).