Как Жуков хранил на даче сокровища и оказался в опале у Сталина за любовь к роскоши
Фото: PhotoQuest / Getty Images
Маршал
Георгий Жуков брал Берлин, принимал капитуляцию Германии и принимал парад на Красной площади в 1945 году. Несмотря на прозвище Маршал Победы, после войны он оказался в опале: Сталин и партийная верхушка не смогли простить Жукову его популярности и завели против него «трофейное дело». Маршала обвинили в том, что из Германии он вывозил мебель, картины, ковры и другие предметы интерьера «для личного пользования», которые потом навалом хранились на его даче. О жизни одного из главных советских военачальников - в материале
«Ленты.ру» из
цикла о политических деятелях разных стран.
«Имущество лежит навалом»
«Зайдя в дом, трудно себе представить, что находишься под Москвой, а не в Германии», - говорится в документе под грифом «совершенно секретно». В январе 1948 года по личному распоряжению советского лидера Иосифа Сталина сотрудники госбезопасности провели обыск в квартире и на даче маршала Георгия Жукова. О результатах проверки сразу доложили начальству.
В московской квартире они должны были «разыскать и изъять чемодан и шкатулку с золотом, бриллиантами и другими драгоценностями». Чемодан с ценностями не нашли, а шкатулка хранилась в сейфе, расположенном в спальне. В ней было 24 комплекта часов, 17 из них - золотые, еще 3 - с драгоценными камнями. Также в ней обнаружили золотые кольца и кулоны, золотой портсигар, цепочки и браслеты, серьги и брелок, украшенный множеством драгоценных камней.
Маршал Советского Союза Георгий Жуков на даче, 1 июля 1970 года
Фото: РИА Новости
«Квартира Жукова производит впечатление, что оттуда изъяли все то, что может его скомпрометировать», - говорится в документе. После этого обыск провели на даче маршала в поселке Рублево. Сталину донесли, что две комнаты дачи «превращены в склад, где хранится огромное количество различного рода товаров и ценностей».
Перечисление заняло несколько страниц. В загородной резиденции маршала обнаружили свыше четырех тысяч метров шерстяных тканей, парчи, шелка и бархата. Были найдены меха, 323 собольи, обезьяньи, лисьи, каракулевые шкуры, 44 дорогостоящих ковра, гобелены больших размеров, которые ранее вывезли из Потсдамского и других дворцов Германии.
Помимо этого, сыскная группа нашла 55 картин - большая часть была развешана по даче, некоторые хранились на складе. Там же лежали семь больших ящиков с дорогими фарфоровыми столовыми и чайными сервизами, два ящика серебряных приборов, 20 штук уникальных охотничьих ружей фирмы «Голанд-Голанд». «Это имущество хранится в 51 сундуке и чемодане, а также лежит навалом», - докладывали советскому лидеру про Жукова.
Георгий Жуков на слоне в Дели, 25 января 1957 года
Фото: Василий Егоров / ТАСС
Дача Жукова представляет собой, по существу, антикварный магазин или музей, обвешанный внутри различными дорогостоящими художественными картинами, причем их так много, что четыре картины висят даже на кухне. Дело дошло до того, что в спальне Жукова над кроватью - огромная картина с изображением двух обнаженных женщин
из донесения
Помимо этого, проводившие обыск сотрудники обратили внимание на то, что в комнатах стоит много бронзовых и фарфоровых ваз и статуэток, а также «всякого рода безделушек иностранного происхождения». Они пришли к выводу, что в резиденции маршала нет практически ни одной вещи, которая была бы сделана в СССР, за исключением дорожек при входе в дом, - повсюду лишь немецкая мебель, посуда, занавески и украшения.
«Машину не водил, но любил быструю езду»
Считается, что из Германии Жуков вывез не только предметы интерьера и мебель, но и машины. Среди них были бронированный Mercedes-Benz 770, спортивный Horch 853 с кузовом «Эрдман и Росси» и Horch 951 с большим заказным кузовом - в подарок для старшей дочери. Хотя в Москве у него были и свои машины. Среди них подарок Иосифа Сталина - Packard 180 (1940 года выпуска).
У Жукова был личный водитель - шофер-разведчик первого класса Наркомата госбезопасности Александр Бучин. Маршал, как и многие военачальники и высокопоставленные чиновники, машину не водил, но любил быструю езду. По фронтовым дорогам его возили на полноприводной «эмке» - ГАЗ-61. В 1941 году маршал получил еще одну машину - мощный вездеход Horch, его нашли в гараже среди автомобилей бывшего посольства Германии в СССР.
Жуков приветствует военных на параде Победы в Москве, 1955 год
Фото: Keystone / Hulton Archive / Getty Images
1/3
После этого Жуков пересел на американский Willys, а осенью 1944 года получил машину премиум-класса из числа трофеев. Автомобили остались в гараже немецкого военного атташе во взятой советскими войсками Софии. Водитель маршала рассказывал, что решили выбрать бронированный пятитонный Mercedes, который мог легко разгоняться до 200 километров в час. На этой машине Жуков приехал в только что взятый советскими солдатами Берлин. На торжественную церемонию подписания Акта о капитуляции гитлеровской Германии маршала доставили на другой машине - Packard.
«Признаю себя виноватым в том, что не сдал это ненужное мне барахло»
Тучи над головой Жукова сгустились еще летом 1946 года. Его обвинили в незаконном присвоении трофеев и «раздувании своих заслуг в деле разгрома Гитлера», затем против него открыли «трофейное дело». Маршала уличили в том, что из Германии он вывозил «в значительных количествах мебель, произведения искусства и другое трофейное имущество для личного пользования».
Я признаю себя очень виноватым в том, что не сдал все это ненужное мне барахло куда-либо на склад, надеясь на то, что оно никому не нужно
Георгий Жуков
из объяснительной на имя секретаря ЦК ВКП(б) Андрея Жданова