Dec 03, 2014 07:12
Как то пришлось мне поменять загранпаспорт.
Процедура там такая: вначале ты выстаиваешь очередь для того, чтобы записаться в очередь на приём. Причём очередь на запись в очередь регулирует сама живая очередь. И записываются в неё с ночи. Каждый день выдают талончик на получение паспорта только на конкретное число. Примерно на срок через месяц. (Летом примерно на дату, через два месяца-у сотрудников ФМС отпуска) В талончике указывается дата и время прихода. Если опоздал хотя бы на 5 минут, то уже не примут. График приёма на изготовление паспортов очень плотный. Всё расписано по минутам. Если опоздал, то очередь не восстанавливается. В обе очереди: и на запись в очередь, и на получение паспорта надо становиться заново.
Для того, чтобы паспорт выдали, надо прийти с набором документов и фотографий. А также с заполненной анкетой. Эта анкета заполняется по строгой форме. Никакие исправления и отступления от формы не допускаются. Если найдут какие то недочёты в анкете или поднёс не все или не те документы, то паспорт не выдают и очередь пропадает и всё начинай сначала. Поэтому лучше анкету заполнить специалисту. Есть фирмы, оказывающие подобные услуги. В курортный сезон туда тоже надо отстоять очередь. Причём, заполнение анкеты специалистом никаких гарантий не даёт. Государство постоянно вносит изменение в правила и ФМС категорически не желает доводить эти изменения до практикующих юристов. В информационных базах данных эти изменения тоже не публикуют. Так как они вводятся не законами и даже не подзаконными актами, а ведомственными уточнениями к подзаконным актам. И даже если всё сделано в точном соответствии, то ФМС может и истолковать. Часто не в вашу пользу.
Например, получатель паспорта является одновременно пенсионером, частным предпринимателем и ещё где то работает. Да хоть бы у себя. В анкете предусмотрено заполнение только одной ипостаси. И не факт, что ФМС не предложит перезаполнить анкету. Скажем, пенсионера переделать в предпринимателя. А в следующий раз в наёмного работника своей же фирмы. Кроме анкеты и предоставляемые документы в обоих случаях разные.
Медведев поставил перед министрами и губернаторами задачу: создать электронное правительство. Причём, объяснил, что электронное правительство это не возможность скачать из интернета бланк заявления, а потом, заполнив, отнести его в гос.орган. А ещё и возможность послать заявление по интернету в тот же госорган или по интернету же записаться на приём туда же, если надо являться лично. Как, например, для выдачи загранпаспорта с биометрическими данными.
Это, безусловно радует.
Но будет ли от такого поручения президента толк?
Разумеется, нет. Почему? А потому, что президент не тем задачу поставил и вообще не с того конца начал.
Берём для начала что попроще: запись в очередь на приём в госучреждение через интернет.
Что надо было сделать, прежде чем озадачивать министров?
1. Разработать и утвердить единый для всех очередей во все учреждения шаблон для записи на приём.
2. Разработать и внедрить для всех госучреждений однотипную базу данных для учёта записей на приём. Потому что очередь нестабильна. Кто то раздумал приходить, кто то заболел. Кто то задумал прийти попозже. И при этом база данных должна исключать возможность записаться на приём много раз в разное время просто на всякий случай или из хулиганских побуждений.
3. Защитить эти базы данных от хакеров и просто от ваших врагов и саботажников, которые запишут вас во все очереди в государстве. А то и не только вас, а вообще всё население РФ.
4. А чтобы этого не произошло, надо предварительно всё население снабдить электронными паспортами и электронной подписью. Лучше всего в виде чипованной карточки с личными данными. (Впрочем, какие то шевеления в этом направлении делаются, судя по СМИ).
5. После всего этого разработать, утвердить единый софт-пакет для общения с госучреждениями навроде Микрософт-оффиса и выложить его в интернет для свободного скачивания и в свободную продажу по небольшой цене. Причём этот пакет должен быть единым для всех госучреждений. Для того, чтобы население не запуталось. И для удешевления и упрощения разработки софт-пакета. Вот для чего надо разработать и утвердить единый стандарт документов для общения граждан с госучреждениями, о чём я писал выше.
6. Снабдить этот софт-пакет хэльп-файлом, написанным простым понятным для населения языком, без канцеляризмов.
7. И вот только после этого ставить задачу перед министрами и губернаторами по внедрению электронного правительства и первого шага к нему в виде электронной очереди.
8. И параллельно обучать население в школах, институтах и через СМИ пользоваться пакетом электронной очереди.
9. Да, ещё забыл сущий пустячок: утвердить все эти пункты законом, чтобы сделать все эти софт-пакеты и шаблоны документов стабильными. А иначе все они устареют ещё в стадии разработки. (Пристрастие нашего госаппарата к передвиганию столов по кабинетам и изменению пунктов в анкетах общеизвестны).
10. Отладить компьютерную часть, чтобы всё было многократно зарезервировано и зависало не чаще, чем при продаже авиабилетов.
11. Ну и совсем малость останется: так замотивировать чиновников, чтобы они не саботировали систему. Хотя бы по тому, что электронное общение затрудняет получение взяток. А то вечно компьютеры зависать будут.
Но вы представляете, какой интеллектуальный уровень разработчиков этих шаблонов нужен, чтобы разработки сделать стабильными на годы? Чтобы уже в процессе разработки у ведомств не возникла срочная необходимость кое что подправить и поменять в утверждённых ими же формах. И представляете, какой должен быть авторитет такого разработчика, чтобы все великие и гордые министры и губернаторы подчинились ему безоговорочно? Здесь явно не обойтись без общенациональной программы под эгидой премьера или президента. Если они этим заинтересуются и интерес продлится достаточно долго, то может получиться..
Ну, а дальше останется только развивать этот софт-пакет, добавляя туда новые шаблоны, новые модули для новых задач и новых госучреждений. И периодически выпускать для пакета сервис-паки. Тоесть, надо будет сделать эту нацпрограмму постоянно действующей впредь до максимально полного перемещения общения государства с гражданами в интернет. И обеспечить эту нац.программу интеллектуальными ресурсами и финансами, если не на уровне Майкрософта то хотя бы на уровне Лаборатории Касперского.
А после развить этот софт-пакет для сбора справок с одних учреждений для подачи в другие по интернету с записями через этот софт-пакет для граждан во все необходимые инстанции. Когда ставится задача, скажем, согласовать пакет документов на загран.паспорт или продажу квартиры. И сама программа будет предлагать предварительно получить документы в других учреждениях и записаться туда на приём, если это необходимо, прежде чем записываться в конечное учреждение.
А в последствии приспособить этот пакет и для общения между различными госучреждениями и юридическими лицами.
И тогда останется совсем немного: добиться такой дисциплины среди госчиновников, чтобы та же очередь на приём не сорвалась из-за болезни, прогула, отгула или срочного совещания чиновника, которого ну совершенно некем заменить. И для этого отладить дисциплину и штатное расписание в соответствии с задачей. И разделить компетенцию чиновников и повысить их квалификацию для их взаимозаменяемости. Ибо человек есть человек. Он будет и болеть, и в отпуска уходить.
Вот примерно такая цепочка шагов и приведёт к созданию электронного правительства, о котором так хлопочет Медведев. А не накрутка хвоста министрам на совещаниях.
Задача грандиозная. Но результат превзойдёт всю выгоду от Сколкова. Да и чем не инновационная задача для того же Сколкова? Явный мировой приоритет. Ни у кого такого нет.
И начать стоит с отработки общения граждан с ФМС. Вот где завалов больше всего. И там же наиболее легко формализовать и компьютеризировать работу. А в ФМС начать с электронной очереди с записью через интернет или, если у кого нет компьютера, через терминал в каждом паспортном столе ФМС.
ПыСы: А загранпаспорт я тогда не получил-опоздал на приём в свою очередь. Пришлось записаться ещё раз.
Авторское,
Государство