Для чего пишу этот пост? Захотел поделиться своими взглядами и изысканиями на тему широко шагающих в массы современных технологий (здесь должен быть ироничный смайлик). В отрыве от конкретной области, сам принцип подхода компаний к разработке и внедрению технических новинок вполне показателен.
Решил купить себе новый ТВ. Давно сидела во мне идея создать дома некое подобие кинотеатра. Кино я смотрю много и с удовольствием. Домашний кинотеатр без большого экрана - это не кинотеатр. Да и старичок Samsung LE32B530P7W не смотря на полную исправность уже просился на замену. Устарел. А тут цены приехали ниже 100к за вполне приличные панели UHD. Пора?
Запрос: 4К-панель. Диагональ: не менее 49 (впоследствии после прикидок остановился на 55, больше - дорого, меньше - нет имеет смысла).
OLED или LCD?
Когда мы говорим OLED - подразумеваем LG. Потому что это единственный производитель OLED-матриц больших диагоналей. Да, есть SONY, Philips и Panasonic, но там стоят все те же матрицы от LG. Разница только в фирменном процессинге изображения и нюансах дизайна. Среди самых доступных 4K OLED LG - панель OLED55B7A. О ней и речь пойдет (есть, конечно, 55EG9A7V, но это FullHD-панель). Долго присматривался. Долго. В итоге сделал выбор все-таки в пользу LCD.
За счет бесконечного контраста картинка на OLED, конечно же, создает вау-эффект и на первый взгляд воспринимается восторженно. Но это на первый взгляд. Чем дольше смотришь, тем больше замечаешь уже другие моменты. При восхитительном черном у OLED были и остаются проблемы с отображением оттенков серого на грани черного и чистого белого с правильной цветовой температурой, яркостью и равномерностью. С температурой белого еще можно разобраться, а вот с яркостью и равномерностью белого проблема. Во всех OLED есть такая система как ABL - автоматическое ограничение яркости (вещь, кстати, неотключаемая в принципе). Результатом работы этой системы является разная яркость белой заливки экрана в зависимости от площади самой заливки: больше площадь - меньше яркость, причем параметры яркости при 100% заливке и 10% отличаются в разы. Народ до сих пор ищет оптимальные настройки, чтобы эффект от ABL был менее заметен. Насчет углов обзора, за которые так хвалят OLED: вот такая "красота" со смещением тона белого цвета получается при просмотре под разными углами:
1,
2,
3 ,
4 (подробнее, почему это происходит
здесь). Далее - в тенях оттенки серого сливаются в единый черный, и это тоже настраивается с трудом. Да и цвета на OLED получаются какие-то монолитные, что ли. Без нюансов. OLED прекрасно покажет глянцевую поверхность черного рояля с игрой света на поверхности. Но с туманом или дымкой - плохо. С движением камеры по небу с облаками - тоже плохо (кстати, не все ЖК тоже с этим справятся). Да и в принципе, любой фильм или ролик с низкоконтрастным видеорядом продемонстрирует недостатки OLED (бандинг - вертикальные полосы с цветовым окрасом). И это я даже не заикнулся о проблемах отображения динамических сцен (кто тут виноват, технология OLED или процессинг от LG, не знаю), рисках ОИ (остаточное изображение) и про высокий процент брака (у LG он держится по неофициальным данным чуть ниже 20%). Короче, по мелочам набирается много чего. Наверное, все это все же можно как-то скомпенсировать настройками, или твердить мантру, что на реальном контенте перечисленных недостатков не будет видно, но рисковать деньгами ради подобного эксперимента мне не захотелось.
Поэтому мой выбор пал на старую добрую технологию LCD.
Начал я присматриваться к претендентам в магазинах. Что я могу сказать: в начале 2018 года в модельном ряду ТВ всех производителей царил Содом и Гоморра. Все плохо. Вообще все плохо. Куда ни кинь взгляд, это либо просто говно, либо говно с вишенкой.
LG.
Весь модельный ряд ЖК ТВ - на IPS-матрицах. Без вариантов. Прощай глубокий черный. Но этого мало: ушлые парни из LG сделали ход конем и придумали RGBW-матрицы. То есть четверть поверхности матрицы состоит из белого субпикселя без люминофора. Дешево, сердито и - нечестно. Это - не 4К, что бы там не говорили эксперты и специалисты. Вся 6 и 7 серия (**UJ6**V и **UJ7**V) - обнять и плакать. Мало того что у них проблема с яркостью и контрастностью, они к тому же искажают цвета, и это не исправляется ни калибровкой, ни улучшайзерами. Начиная с 8-й серии (**SJ810V и **SJ850V) недо-4К-матрицы пытаются облагородить добавлением пленки с наночастицами вторичного свечения (Nanocell, квантовые точки - кто как это называет; на деле - это просто тупо еще одна пленочка в ЖК-сэндвиче) плюс к тому частота вертикальной развертки стала 120Гц. Честная 4К RGB IPS-матрица есть только у флагманской 9-ой серии (**SJ930V и **SJ950V). И? Подсветка-то - EDGE, только снизу, поэтому локальное затемнение (Local Dimming) лучше не активировать, иначе… это какой-то позор. Можно посмотреть на примере предыдущего поколения, в новом ничего не изменилось: (
тыц). Вот такие флагманы нынче. Да и по изображению: ну не нравится мне некая мылкость изображения IPS-матриц. Не мое это.
Samsung.
Шикарные по параметрам матрицы в 8 и 9 серии 2016 модельного года. Но это только матрицы и это только по заявляемым параметрам. Итоговое исполнение вызывает череду матов. Качество сборки - это не просто дно, это днище. Засветы, засветы, засветы. Да и программные прошивки - никогда не были сильной стороной Samsung. Но возвращаясь опять к матрицам: модельный ряд 2017 года вчистую сливает по качеству матрицам 2016 года (пытались конкурировать с LG по цене, упустив качество). Прогресс? Не, не слышали. Кстати, QLED от Samsung - это опять же перелицованный ЖК с пленкой из наночастиц вторичного свечения, но хотя бы с FALD-подсветкой. Более качественно реализованная технология, чем у LG, но это все тот же LCD со всеми своими плюсами и минусами. Зачем тогда рисовать ценник как у OLED?
Panasonic.
Старый добрый Панас. 600 серия - IPS-матрица, и не будем повторяться насчет того, что ждет пользователя при просмотре фильма в темноте. 700 серия, конкретно - 50EXR700. О, это уже интересно: пусть это модель 2016 года, пусть всего 60Гц, пусть 8бит+FRC, пусть яркость всего 200кд/м2, но зато шикарный фирменный глянцевый стеклянный светофильтр на VA-матрице и светимость черного поля на уровне 0,03кд/м2 (0,03 КАРЛ!!! до неприличия дорогой мегафлагман от SONY ZD9 при отключенном локальном затемнении на тестах выдает вдвое более высокий уровень - 0,062). Я уже был готов купить витринный экземпляр, задвинутый в М-Видео подальше от всех прочих моделей, чтобы в сравнении не позорил новые модели от Samsung и LG, но - не успел. Возможно, к счастью не успел.
Philips
Ниже 8 серии в принципе неинтересны, а 8 и 9 серия в нашей рознице мне не попадались.
Sharp, Hitachi, Hisence, TLC, DEXP (никого не забыл?) - не игроки.
Loewe, Bang&Olufsen - это отдельный мир со своим оторванным от реальности ценообразованием и избранным кругом потребления.
Осталась только SONY.
Серия XE70 - дешевая VA-матрица 60Гц на 55 диагонали со слабым цветовым охватом, остальное - IPS. Серия XE80 - IPS. Серия XE85 - VA, но подсветка EDGE. Да и смысл, если почти за эту цену есть серия XE90.
Моя покупка - это не любовь с первого взгляда. Это брак по расчету. Суровому такому расчету.
55XE9005.
Почему именно эта модель? Причин две.
1. VA-матрица 10 bit 120Гц с цветовым охватом DCI-P3 95%, статической контрастностью 4700:1 и яркостью 550кд/м2.
2. Подсветка FALD с управляемыми зонами (35шт.). Мало, конечно, но уже хоть что-то.
Недостатки:
1. Оболочка Андроид. Это для обработки изображения внутри стоит Image Processor X1 и он прекрасен. А для управления оболочкой используется дешманский четырехядерный Mediatek MT5891 с 2 гигами оперативки. Но SONY посчитали, что даже это слишком быстро, и прицепили двумя якорями к оболочке процессы sony shell и sony select (фирменные уведомления и рекомендации). Благодаря чему интерфейс работает весьма… м-м-м… задумчиво. Можно, конечно, с помощью шаманства удалить все это (в лучших традициях андроидостроения: перед использованием - обработать напильником, ага), но есть риск получить на выходе «кирпич».
2. При воспроизведении встроенным плеером контента с соотношением сторон НЕ 16:9, то есть с черными полосами, не работает режим Motionflow («управлянка»). Более того, это касается и ВСЕХ программных плееров, которые можно установить из Google Play. А также касается и плееров онлайн-сервисов типа Megogo, Okko и прочих. Внешний плеер - неизбежность. Логичный вопрос: и зачем тогда этот Андроид, правда?
3. Если возникает желание сэкономить и прицепить к HDMI-входу недорогую приставку с выводом сигнала в FullHD-разрешении в надежде передать дальнейший апскейлинг до 4К телевизору, нужно знать одну вещь. Заявляемая функция 4K X-Reality Pro работает только на сигнале 24P. Если на входе 30Гц, 60Гц - апскейлинг не работает.
Посмотрел я цену 55XE9005 в российской рознице и понял - в России я покупать его не буду. Заказал из Финляндии.
Что в итоге?
Андроид. Худшие опасения оправдались. Нетороплив, глючен и загадочен как сферический конь в вакууме. Обоснованность его существования под большим вопросом. Приложений в PlayMarket именно под ТВ - кот наплакал. Пользуюсь, когда в жизни наступают скучные моменты и не хватает сложностей.
В качестве внешнего плеера у меня работает Apple TV 4K, тоже компромисс, кстати. Картинка радует. Черный хорош. Очень хорош. Настолько, насколько он может быть хорош в 2018 году на LCD-матрице при правильной настройке. Детализация, цветопередача, отображение динамических сцен - мне очень нравится.
Из улучшайзеров полезными считаю только две настройки: Local Dimming (локальное затемнение) и Super Bit Mapping (сглаживание переходов). Остальное выключил.
HDR. Двойственное впечатление от технологии. С одной стороны посмотрел "Планета Земля II" в HDR и вижу, что именно здесь это реализовано хорошо и применение HDR уместно. С другой стороны просмотр художественных фильмов не дал мне вау-эффекта. Более того, я сомневаюсь в уместности такого выкручивания яркости, цветности и контрастности, пусть даже управляемого по хитрому алгоритму, для большинства художественных фильмов, кроме разве некоторых фантастических фильмов и комиксов. Думаю, это очередная праздничная свистоперделка для стимулирования продаж. Как и в случае с 3D - поиграются лет 5 и забросят.