(no subject)

Jul 08, 2024 01:46


Ещё у Бестужева-Лады встретил, что до конца 1930-х профессия учёного в СССР, как ранее и в царской России, была мало престижной. Образованные люди хотели быть чиновниками или военными, в крайнем случае - творческой интеллигенций.
«Сталин столкнулся с крайней скудостью кадрового потенциала, низким социальным престижем науки и нежеланием талантливой молодёжи идти в науку.

В царской России насчитывалось всего чуть более 14 тыс. учёных. Из них подавляющее большинство - простые «репродукторы» на лекциях и семинарах в университетах. Собственно исследователей было всего несколько сот человек - мы знаем сегодня почти всех их по именам. В ходе Гражданской войны многие были убиты, погибли от голода или болезней, эмигрировали или были изгнаны из страны, другие полностью деморализованы и отошли от научной деятельности. Как обеспечить приток в науку свежих сил? Не забудем, что сравнительный престиж профессий выглядел тогда совершенно иначе, чем сегодня. Мы, школьники 1930 х годов, почти поголовно бредили военными профессиями - для многих они были престижнее даже артистической карьеры. Карьера учёного занимала на этой «лестнице» одно из последних мест. Мы знали только двух из них - рассеянного географа Паганеля, героя популярного в те годы кинофильма «Дети капитана Гранта» (по Жюлю Верну), и академика Шмидта, да и то не как учёного, а как героя полярной экспедиции на пароходе «Челюскин».

И не в 1930 г., а даже в 1950 г., когда я, выпускник самого престижного в стране Института международных отношений, отчаявшись поступить офицером в армию (её тогда как раз сокращали), поступил в аспирантуру Института истории АН СССР, на меня обрушился град презрительных насмешек. Наиболее удачливые пошли в дипломатию, референтами в ЦК КПСС или в Совет Министров (для меня эта дорога была изначально закрыта, т.к. я был социально ущербен: мой отец и отец моей жены подвергались репрессиям, а это «чёрное пятно» автоматически означало дискриминацию). Наименее удачливые - корреспондентами в газеты и на радио. Но чтобы в науку? Это было хуже худшего».

Далее, как пишет Бестужев-Лада, Сталин исправил непрестижность профессии учёного очень просто: повысил им оклады в разы (доктор наук получал в 10 раз больше квалифицированного учёного), а главное - фактически по статусу приравнял их к высшим чиновникам и силовикам. Например, по привилегиям кандидат наук соответствовал майору, доктор наук - полковнику армии, член-корр республиканской АН - генерал-майору, всесоюзной АН - генерал-лейтенанту, а академик АН - генералу армии.
Previous post Next post
Up